Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Бойтеся Бога, говорят некоторые суеверы и отрекаются молиться за царя, или давать ему дань, или вступать в его службу. Не очевидно ли, что это не последователи благочестия, но враги оного, так же как и Отечества? Христос учил: Воздадите кесарева кесареви. Апостолы учили: Царя чтите. Кто учит не тому, чему поучал Христос и Его Апостолы, тот не последователь, а враг Христов. Негде есть и иного рода политические раскольники, они хотят, к соблазну народов, иметь царя, не освященного Царем царствующих, закон человеческий без закона Божия, власть земную без власти небесной, присягу без имени Божия. Знаете ли, что делают сии неугомонные мудрователи? Они хотят выколоть у правды правое око. Можно ли основать закон и власть только на зыбком песке мнений людских? Как может стоять земля без неба? Что значит слово клятва без Всевидящего и Всемогущего, Который Один дает сему слову дух и силу, неколебимо поддерживающую верного и неизбежно карающую изменника?

Братия! Да стоим твердо во всецелой истине и правде. Боящиеся Бога! Царя чтите. Чтущие Царя! Бога бойтеся. Аминь.

Слово в день тезоименитства благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, 1826 г.[122]

Кто мя устроит по месяцам преждних дний, в нихже мя Бог храняше? (Иов.29:2) - воскликнул некогда Иов. Без сомнения, при сем помышлял он о детях умерших и о домашнем благосостоянии разрушенном. Но есть еще предмет его печали, который особенно достоин внимания, и даже удивления. Он тоскует о возможности благотворить, которую имел и которой лишился. Спасох бо, говорит, убогаго от руки сильнаго, и сироте, емуже не бе помощника, помогох. Уста же вдовича благословиша мя. Око бех слепым, нога же хромым: аз бых отец немощным (Иов.29:12-13,15-16).

Не тоскуй, благодетельная душа! Бог, верховный благодетель и покровитель всякого благотворения, не дает в нарекание Своей добродетели в лице твоем, Он устроит тебя по месяцам прежних дней, в которые Он хранил тебя. И подлинно, говорит наконец книга жития его: Даде Господь сугубая, елика бяху прежде Иову во усугубление, - Господь благослови последняя Иовля, неже прежняя (Иов.42:10,12).

И у Тебя, матерь благословенных сынов по естеству, а по благотворению матерь немощных и сирых, светодательница слепых, благословляемая вдовицами, - и у Тебя за год пред сим не было ли таких минут, в которые все чувство бытия и жизни заключалось в одном воздыхании о утрате неизреченно великой? Кто мя устроит по месяцам преждних дней, в нихже мя Бог храняше?

Но Великий Отец сирых и Судия вдовиц внял молитвам благословляющих Тебя сирот и вдовиц, так же как и молитвам осиротевшего было народа и царства, и устроил Тебя точно по месяцам прежних дней, в которые Он хранил Тебя. Се и ныне, в том же месяце, в котором прежде священным торжеством одного из разнообразных Твоих благотворений ознаменовывали мы день Твоего Богом благословенного сына, - и ныне день Твоего другого Богом избранного сына тем же торжеством благословляется.

Вот опытное наставление для всякого, кому нужно наставление, в сей истине, что благотворительность к человекам верно наследует могущественное и действительное благословение Божие, часто дивными и нечаянными судьбами.

Из Евангелия очень известно великое благословение, которое благодетельным людям уготовано на конце веков и в самой вечности. Приидите, глаголет Господь наш, как Царь и Судия мира, приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф.24:34). Но кто сии благословенные Отца Небесного? Продолжение суда Христова показывает, что то суть питающие алчущих, напояющие жаждущих, принимающие странных, одевающие нагих, посещающие больных и находящихся в темнице, короче, люди благодетельные к бедствующим ближним. И в другом случае Господь заповедует: Егда твориши пир, зови нищия, маломощныя, хромыя, слепыя: и блажен будеши, яко не имут ти что воздати: воздаст же ти ся в воскрешение праведных (Лк.14:13,14).

Щедрый Мздовоздаятель объявил, что благотворение, какое бы то ни было, кому бы то ни было сделано, приемлет Он за благодеяние Самому Ему сделанное: Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.25:40). Посему Он не только, как судия, оправдает тех, которые делом исполняют закон любви к ближнему, не только, как Царь, царски наградит тех, которые помогают сынам царствия на пути к царствию, но и как должник, верно удовлетворит тех, которые, милуя нищаго, взаим дают Богу (Притч.19:17).

Итак, повторяю, из Евангелия очень известно великое последнее и вечное благословение Божие человекам, благотворителям ближних. Но, к прискорбию, многие человеки, живя, так сказать, безысходно в низкой области чувств и настоящего видимого мира, будучи мало знакомы с духовным, с невидимым, с будущим, едва примечают грядущее Царствие Христово, как будто в туманной дали; Судия, Который, как возвещает Апостол, се пред дверьми стоит (Иак.5:9), по их мнению, еще за горами. Оттого, как ни страшен суд, как ни велико воздаяние, многие ни страхом, ни надеждою - уже не говорю чистою, возвышенною любовию - не возбуждаются, чтобы дешевою ценою благотворения человекам приобретать бесценное Царствие Божие, или, если делают в сем некоторые опыты, не имеют ни довольно постоянства в ожидании плода от сего подвига, ни довольно ревности против искушений, в оном встречающихся. Кто знает, говорят они, подлинно ли братиям Христовым достанутся наши благотворения? Где то благословение, с которым не как вновь благословляемые, но как уже благословенные, с готовым прийти должны на суд Христов человеки благодетельные, - где оно, когда расточаемые нами благотворения не как плодовитое семя на добрую землю падают, но как прах по ветру рассыпаются, и мы не видим, чтобы к нам что-нибудь благое возвратилось?

Для сего-то и указал я и еще укажу на опытное наставление в сей истине, что благотворительность верно наследует могущественное и действительное благословение Божие.

Дадим небольшое состязание тем, которые искушаются сомнением о благонадежности своих благотворений.