Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Подлинно ли, говорят они, братиям Христовым достанутся наши благотворения? Дабы на сие ответствовать, нужно рассмотреть другой вопрос: кого разумел Спаситель наш в притче о суде под именем братий Своих меньших? Если Он, как приобщившийся плоти и крови человечества вообще, как пострадавший Един за всех по человеколюбию, по тому же человеколюбию вообще всех человеков, по Апостолу, не стыдится братию нарицати (Евр.2:11), и в особенности всех страждущих приемлет почти за едино с Собою, то первый вопрос разрешается просто; по сему разумению, какому бы страждущему ни достались наши благотворения, они достаются всегда меньшему брату Господа Иисуса. Но если кто скажет, что сомнительно признать за меньших братий неповинно страдавшего Иисуса таких людей из числа страждущих, которые страждут по грехам и при самых страданиях во грехах остаются, если и согласимся, что братиями Христовыми, по точной силе слова сего, должны быть названы только те, которые, по вере во Христа, от Бога родишася (Ин.1:13)

Захотите ли благотворить только достойным и обходить недостойных? Но не в сем ли самом и состоит узел, которому разрешения ищем, - не в сем ли он состоит, что вы не знаете довольно верных признаков для различения достойных от недостойных? И кто дал вам право прежде суда Христова осудить кого-либо как недостойного называться чадом Божиим и меньшим братом Христовым? Если кого-нибудь и справедливо почитаешь ты недостойным сего дня, почему знаешь, чем он будет завтра? Ты сказал бы, например, о заключенном в темницу разбойнике: он недостоин моего посещения, потому что не есть меньший брат Христов; но что, если Господь скажет и ему пред смертию, как некогда сказал уже разбойнику: Днесь со Мною будеши в раи (Лк.23:43)? Ты потерял случай сделать добро меньшему брату Христову! Положим даже, что ты отказал в благотворении человеку подлинно недостойному, знаешь ли, что ты сделал? Гоняясь дерзновенным суждением за именем достойного и меньшего брата Христова, ты сам себя лишил достоинства сына Вышняго, поелику обетование будете сынове Вышняго дано нам под условием быть милосердыми, якоже Отец наш милосерд есть, а Он - благ есть на безблагодатныя и злыя (Лк.6:35,36). Что же наконец остается нам делать? Очевидно, не иное что, как благотворить, по возможности, всем бедствующим: достойным и святым, потому что они чада Божии суть и, по строгому разумению, меньшие братия Христовы; грешным и недостойным, потому что и сами мы грешны, и следственно, недостойны благ, которыми с избытком обладаем, и потому что Всевышний Отец наш благ есть на безблагодатныя и злыя. Как златоделатели работают над пудами золотистого песка, довольствуясь надеждою достать золотник чистого золота, подобно сему и нам должно благодетельно трудиться над толпами нищих и бедствующих, и для ободрения нас в сем подвиге довольно той надежды, что во множестве хотя одно когда-либо совершится чистое дело благотворения, достойное сокровищницы Верховного Благотворителя, которое побудит благость Его и нас призвать от земного труда к небесному покою словом благословения: Приидите благословеннии [Мф.25:34].

Но, скажет еще иной, если призовутся к Царствию те, которые в делах благотворения уже суть действительно благословенные, то для чего, подвизаясь в благотворении, не вижу я хотя начатков сего благословения? Что могу я на сие ответствовать? Помысли, ревнитель воздаяния, может быть, более, нежели подвига, не в тебе ли самом должно искать ответа на твой вопрос, не на тебя ли обратить твое истязание? Что, если ты посеял гнилое семя? Кого в том винить, что не всходит? Если ты не от искреннего сердца творил благодеяния, кого винить, что не прозябает благословение? Что, если ты вчера посадил яблонные зерна и сегодня хочешь рвать яблоки? Обязана ли природа превратить свой порядок, чтобы угодить твоей нетерпеливости? Если ты вчера роздал несколько лепт нищим и сегодня хочешь собирать плоды твоей благотворительности, не значит ли сие, что ты хочешь твоею короткою пядию мерить пути Провидения Божия и великие судьбы Божии подчинить твоим мелким желаниям?

Будь искренен, когда благотворишь, и великодушен, когда не видишь воздаяния: рано или поздно судьбы Господни явятся, и благословение воссияет над тобою.

Соломон написал: Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его (Еккл.11:1). Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет, доброе дело твое скрывается, может быть, и враги стараются затмить оное, и облагодетельствованные забывают, но придет минута судеб, хлеб твой найдется и напитает тебя благословением и радостию.

Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких-нибудь странников, и увидя их, бежал им навстречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? Посещение Господа, и обетование благословенного потомства.

И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (Деян.10:2), творяй милостыни многи людем, не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа.

Заключим словом Апостола: Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог (Евр.13:16).

Особенно нам, которые и самих себя или посвятили уже, или ныне вновь посвящаете в жертву благотворного служения болящим, - чем большего подвига и постоянства требуют таковые жертвы сердоболия, тем с большим удостоверением сказуем вам, что таковыми жертвами благоугождается Бог! Аминь.

Слово в день торжественного венчания и священного помазания на царство благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, 1821 г.[123]

Не прикасайтеся помазанным Моим (Пс.104:15)