Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Покоримся судьбе Божией во всем, последуем всякому мановению Провидения. Примем как часть наказания Божия и то, что во славу Божию совершаемое нами служение не может ныне совершиться с подобною прежней радостию, торжественностию и пространством общения[125].

Переймем приличное настоящему времени слово и глас от болевшего до смерти, но потом чудесно исцелившегося Езекии: Яко ластовица, тако возопию, и яко голубь, тако поучуся: исчезосте бо очи мои, еже взирати на высоту небесную ко Господу (Ис.38:14). Не для того извлекаю из священных книг сии давние жалобные звуки, чтобы сделать более горькою нашу настоящую печаль, но чтобы показать образ печали спасительной. Тяжкая болезнь и преждевременная близость смерти опечалила Езекию, однако печалился он без ропота на Бога, без нетерпеливости, не теряя надежды. Он вопиял к Богу со страхом Божиим, в сем разуме уподобляет он себя робкой ластовице. Он молился с кротостию и смирением, сие изображает он подобием голубя, тихо стенающего. И когда первые молитвенные взывания его казались не услышанными, он не предался отчаянию, но продолжал возносить прилежную и непрестанную молитву, и даже тогда, как молитвенный глас оскудевал в устах его, не преставал исчезающими, но еще умоляющими очами взирати на высоту небесную ко Господу. И что же наконец? Милосердый Господь не презрел печали благочестивой, не отверг молитвы усердной и постоянной. Избави мя, сказует Езекия, и отъя болезнь души моея; и Той сотвори путеводство во вся лета моя [Ис.38:14-15].

Да вопием, братия, и мы в настоящей печали нашей к Богу со страхом и смирением, с верою и упованием, с усердием и постоянством: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление (Пс.129:6). Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит (1Цар.2:6).

Господи Иисусе Христе! В Тебе живот бе от века, в Тебе живот явися во времени, Ты имаши ключи ада и смерти [Апок.1:18]. Ты во днех плоти Твоея многими и различными образы подавал человекам жизнь и исцеление, дабы никто, ни в каких обстоятельствах, не оставался без надежды Твоей помощи. Ты не только возложением рук и прикосновением риз исцелял болящих, но и ставшим издалеча прокаженным без прикосновения целебную силу преподал, и сыну мужа царева, не являя лица Твоего, заочно не менее действительное слово исцеления послал. Ты и языческой жены Хананейской докучливую молитву не отверг, и исповедуемую отцом отрока беснуемого скудость веры благодатию Твоею дополнил. Ты для воскрешения дщери Иаировой на призывание отца ее склонился, для воскрешения Лазаря не призванный пришел и сына вдовицы Наинской, никем кроме Твоего милосердия не умоляемый, воскресил. Где суть милости Твоя древния, Господи? (Пс.88:50). Ибо хотя не обитаеши с нами видимо, но, по непреложному Твоему обетованию, се с нами еси во вся дни до скончания века [Мф.28:20]. Если по грехам нашим так сильно возмогает смерть, да не престанет являться и живот Твой в мертвенней плоти нашей [2Кор.4:11], славы ради Твоего имени. Не отвергни наших молений несовершенных и недостойных, не умножи гнева Твоего за наше маловерие и нечувствие или нетерпение, приими исповедание нашего маловерия, как веру, и печаль нашу, как молитву, и когда очи наши, к Тебе взирающе, исчезают от немощи, да ходатайствует пред Тобою за нас само Твое беспредельное милосердие. Виждь вдовиц, угрожаемых бесчадием, виждь младенцев, иже не познаша десницы своея, ниже шуйцы своея [Ион.4:11], не понимающих также ни вины, ни бедствия сиротства, им предстоящего. Виждь, и милосердуй, и невидимо посли в нас слово Твое утешающее, исцеляющее, животворящее, и глагол Твой да не возвратится к Тебе тощ. Аминь.

Слово в неделю четвертую Великого поста и в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1845 г.[126]

И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк.9:29)

По установлению Церковному, освященному примерами, правилами, древностию, мы находимся теперь на поприще поста. Дабы проходить оное благодушно и благонадежно, не нужно ли нам возбудить и направить себя размышлением, для чего введены мы на сие поприще и каково значение, достоинство, сила и цель подвига, нам предложенного?

К размышлению о сем именно ныне располагает нас одно из Евангельских чтений настоящего дня.

И нынешний праздник не будет оскорблен постным словом, поелику и он оказывает уважение посту, разрешая оный только частию, а частию сохраняя. И если духовные цветы, которыми украшается нынешний праздник, суть добродетели Пресвятыя и Преблагословенныя Приснодевы, то и добродетель поста принадлежит к украшениям нынешнего праздника. Ибо что значит, что во время пребывания Пресвятыя Девы при храме Иерусалимском, как сказует благочестивое предание, Ангел приносил Ей пищу? Служебнии дуси, в служение посылаемии за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14), не посылаются со светлого Неба на сию темную землю без нужды. Не постящийся, без сомнения, сам попечется для себя о пище, не только необходимой, но и обильной и приятной, и потому не требует Ангельского попечения. Но кто, пренебрегая и отвергая требования плоти, приближается к жительству бесплотных, к тому и бесплотные взаимно приближаются и, дабы подвиг поста не преступил за пределы, полагаемые немощию телесной природы, когда нужно, приходят напомнить подвижнику, что время помочь телу, и предлагают готовую сверхъестественную пищу, вместо не готовой естественной. Таким образом, питание Пресвятыя Девы Ангелом свидетельствует о Ее упражнении в посте. Предание, известное нам чрез блаженного Иеронима и Святителя Димитрия, определяет даже с подробностию, как располагала Она свой день и когда прекращался ежедневный Ее пост. От утра даже до третияго часа дне стояше на молитве; от третияго же даже до девятаго в рукоделии или чтении книг упражняшеся. От девятаго же часа паки начинаше свою молитву, от неяже не преставаше, дондеже являшеся ей Ангел, от егоже рук пищу взимати обыче (Четий Минеи. Ноемврия 21).

Итак, возвратимся к вопросу, для чего пост. К разрешению сего могут вести обратные вопросы: для чего постилась Пресвятая Дева Мария каждый день до вечера? Для чего постился Моисей на Синае три раза по сороку дней? Для чего постился Илия сорок дней на пути к Хориву? Для чего вся жизнь Иоанна Крестителя была не что иное, как непрерывный великий пост? Для чего постился даже Адам в раю? Для чего и сам Господь наш Иисус Христос постился четыредесять дней в пустыне? Для чего правило Апостольское (69) к отлучению от общения церковного присуждает того, кто не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя? Если и не отвечать на сии обратные вопросы, в них уже содержится сильный ответ против вопроса первоначального. Указанные теперь образцы и законодателей подвига только наименовать - значит уже представить достаточное ручательство, что сей подвиг имеет не маловажное значение, не малое достоинство и силу и употребляется как бы нечто необходимое на пути к весьма высоким целям.

Но не откажемся от некоторого рассмотрения предложенных вопросов, каждого порознь.