Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Если, несмотря на сие, подражать в молитве Пророку кажется вам жребием, превышающим вашу посредственность, и высотою недосязаемою, то представьте себя, чем вам угодно меньшим Пророка, представьте себя хотя меньше, нежели Христианами, хотя только язычниками, и в сем случае, я утверждаю, что молитва ваша может быть сильна и действительна. Она может - чего больше? - может и из язычников соделать вас истинными Христианами; может ввести вас в истинное Богопознание и Богопочтение, хотя бы оно и неизвестно вам было, и, если не будет близко человека, который бы мог руководствовать вас к тому, она отверзет небо и низведет вам оттоле Ангела, который наставит вас. Но не мечтаю ли я, увлекаемый желанием возбудить вас к молитве сильной и действительной? Нет, братия и смолитвенники, я все говорю о том, что действительно уже было, а потому и опять быть может и о чем свидетельствуют наши священные книги. Известный из книги Деяний Апостольских (Деян.10) Корнилий, сотник Римского войска, был язычник; неизвестно, знал ли он единого Бога, а то верно, что не знал, Его же послал есть Бог, Иисуса Христа [Ин.17:3], но он творил столько добра, сколько разумел, боялся и непрестанно призывал Бога, хотя и неведомого: Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим, творяй милостыни многи людем, и моляйся Богу всегда (Деян.10:2). И что же сделала постоянная молитва язычника? Она точно преклонила к нему Небеса и низвела в помощь ему вышния, даже Божественныя силы. Среди самой молитвы является ему Ангел. Корнилие, - говорит он, - услышана быстъ молитва твоя (Деян.10:31) - и потом научает его призвать Апостола Петра. Когда же призванный Апостол проповедал ему Иисуса Христа, Дух Святый еще прежде совершения крещения излиялся на Корнилия.

Изыскивайте, если хотите, изобретайте в мыслях ваших вещь, которая казалась бы недоступною силе молитвы - не отчаиваемся при свете слова Божия показать вам, что она доступна и достижима, хотя бы даже казалась невозможною. Вообразите, например, целый народ, тяжким преступлением раздраживший Бога; присовокупите, что Бог уже изъявляет праведную волю Свою погубить сей народ и что в сии ужасные минуты остается один только человек на свете, который может принести молитву за сей почти уже поглощаемый адом народ. Не кажется ли вам, что уже невозможно спасти народ сей? Опыт Моисея показал, что и сие возможно. Народ Израильский непосредственно после славного Богоявления и законоположения Синайского вдруг впадает в идолопоклонство. Моисей предстоит Богу на горе. Выслушайте и уразумейте, какие дивные слова в сие время изглаголал Господь Моисею: И ныне остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх.32:10). О Господи, Боже духов и всякия плоти! Неужели сей раб Твой, который только Твоею силою силен, может воспрепятствовать исполнению воли Твоей? "Оставь Меня, - глаголет, - Я хощу явить праведный гнев Мой, хощу погубить сей народ, но ты меня удерживаешь" - остави Мя, и возъярився гневом на ня, потреблю их. Что же еще? Молитвенник и тогда не оставляет Бога, но усугубляет молитву, и гнев непобедимого Всемогущего уступает силе молитвы бренного человека! И умилостивися Господь о зле, еже рече сотворити людем своим (Исх.32:14). Измеряйте здесь, если можете, чудесную силу молитвы и найдите после сего, чего бы не могла она совершить во спасение!

Дабы усмотреть еще, с какою удобностью ключ молитвы отверзает духовные и Божественные сокровища, воззрим паки к Фавору, к которому и старались мы приблизиться настоящими размышлениями. Всмотримся еще раз прилежно в изображение Преображения Господня у Евангелиста: Взыде на гору помолитися. И быстъ, егда молящеся, видение лица Его ино и прочее. Если смеем мы по сим чертам угадывать сердечную тайну Божественного Иисуса - кажется, на пути к Фавору в прямом и непосредственном намерении Его было не преображение, но просто молитва - взыде на гору помолитися. Кажется, и на самой горе в самые минуты преображения собственною целью действия Его была только молитва: Быстъ егда моляшеся. Размышляющему не покажется невероятною и та догадка, что предметом сея молитвы Спасителевой долженствовало быть приготовление Себя и учеников к приближающемуся Своему страданию и крестной смерти, о чем Он незадолго пред сим открылся ученикам (см.: Лк.9:22) и о чем в самое время Преображения беседовали с Ним Моисей и Илия (см.: Лк.9:31). Как же среди молитвы о страдании открылась слава? Как самородный, так сказать, цвет и плод обильной живою силою молитвы. Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову; преизбыток сего света, не удерживаясь в душе, пролиялся на тело и просиял в лице; не вмещаясь и здесь, осиял и преобразил самую одежду; расширяясь еще далее, объял души Апостолов и отразился в восклицании Петровом: Добро есть нам зде быти [Лк.9:5]; прошел в область внутреннего мира и привлек оттоле Моисея и Илию; достиг самых недр Отца Небесного и подвигнул любовь Его к торжественному свидетельству о возлюбленном: Сей есть Сын Мой возлюбленный [Лк.9:7]. О чудо молитвы, единым действием объемлющей небо, и землю, и самое Божество! Да не скажет кто, что сей пример молитвы до нас не относится, как дело Богочеловека. Он относится и до нас, Христиане, ибо в нас тоже, хотя не в той же степени, должно совершаться, что и во Христе. Сие да мудрствуется в вас, - учит Апостол, - еже и во Христе Иисусе (Флп.2:5).

Время, наконец, спросить, отчего же столь многие молитвы остаются без действия, если всякая молитва может быть столь сильна и действительна? Ибо для сего наипаче вопроса сказано все, что доселе сказано, отличим здесь один случай, когда молитва кажется неисполненною, между тем как она исполняется неожиданным и высшим образом. Так, Павел трикраты молил Господа, да отступит от него пакостник плоти, но Бог ему ответствовал: Довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:8,9). Не прекращено искушение, но еще более дивная дарована победа над продолжающимся искушением. Если исключить подобные сему случаи, то все безуспешные молитвы объясняются кратким изречением Апостольским: Желаете, и не имате, зане не просите: просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете (Иак.4:2,3). Наши молитвы бесплодны или потому, что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубины души и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которые мы изрекаем без возбуждения духа и думаем, что они сами собою должны исполниться, или потому, что прошения наши нечисты и злы, что мы просим вредного, а не полезного для души нашей или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотений плотских и самолюбивых.

Аминь.

Слово на Рождество Христово. 1812 г.[131]

And this is a sign unto you: ye shall find a child coiled lying in a manger (Luke 2:12)

On the third day, as the Church glorifying both at the altars and in the houses, announces to us this sign of the Saviour who is born (Luke 2:11). The shepherds of Bethlehem, who had perhaps heard the heavenly tidings and praises about Him for no more than three moments, hastened to find Him that same night by the sign given to them: "And they said to one another, Let us go to Bethlehem, and we see this word which was which the Lord hath spoken unto us" (Luke 2:15). We, who have been so long and many times proclaimed with glory, and who ourselves are called to the glorification of the Christ who is being born: Christ is born, glorify him, - we, who are almost drawn to meet him who descends from heaven: Christ from heaven, pluck down - have we finally passed on to Bethlehem, and have we seen this word that was, which the Lord has spoken to us?

But how can we go to Bethlehem, say those who have neither the simple-hearted faith of the shepherds of Bethlehem, nor the wisdom of the Magi who come from the east? And how can we, Christians, remain at a greater distance from our newborn Saviour than the pagan sages, and in greater ignorance of Him than pastors who deal only with the senseless? The Church, of course, is not deceived when it cries out in our ears: Christ from heaven, pluck it down! Of course, Christ is still descending from heaven, and in such proximity to us that we, like shepherds or magi, can arrive at the place of His Divine appearance in good time. Let's go to Bethlehem.

Bethlehem means the house of bread - what if not the bread of the beast that comes down from heaven? (John 6:51) Every Christian soul must pass into this Bethlehem, or, moreover, become this Bethlehem, in order to enter and be transfigured itself into the new Jerusalem, into the tabernacle of God (Rev. 21:2,3). God desires in all of us to manifest His Son (Gal. 1:16) through our grace-filled birth.

In order that the path to the newborn Saviour may not remain unknown or doubtful to us, and so that instead of the new birth Bethlehem we may not become fossilized in that old Jerusalem, which on the day of salvation is troubled with its people to its destruction, let us dare to test what sign could assure us of our approach to Christ, of the truth of our regeneration?