Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Do you see, the Christian soul, at least in part, the soul of the Most Holy Virgin, its inner well-being, its vigilance on guard of moral self-preservation? Learn Her hidden[2] wisdom, imitate Her vigilant caution in conversation. Take heed as you hear. Do not stop yourself by the fact that Her path is very high and that your path is different. If you become lazy and do not zeal, at least from afar, to follow the ascending path of the Most Holy Virgin, then you can easily turn into the path of Eve, which descends and leads to a fall. It may easily happen that some talkative serpent will creep up on you, wiser than all the beasts that are on earth (Gen. 3:1), but far from even simple human wisdom, and much more from heavenly wisdom, which is seen as an inhabitant of paradise, but invisibly belongs to the inhabitants of hell, whose words are softer than oil, and this is an arrow (Psalm 54:22), which in dreamy and flattering words will deify you, but in fact he will infect you with slander and blasphemy against God, who will offer you a beautiful and sweet fruit, and you will taste sin and death in it.

The example of the Most Holy Virgin shows that even the word of the Angel must be listened to with caution. And if such caution was necessary for Her, how much more is it necessary for us. For, as the Apostle warns, Satan himself is transformed into an angel of light (2 Corinthians 11:14), and therefore the imprudent can mistake shining brass for gold, the word of flattery and deceit for the word of truth. If an extraordinary word appears to your external or internal ears, representing itself to be sent from above, do not rush to receive it, ponder it in silence, test whether it agrees with the reliably known word of God and the teaching of Christ; Protect yourself with humility, prayer, and, moreover, as the divinely wise teach, with prayer three times, and, as far as possible, with the advice of those who have spiritual experience. Truth will not be offended by your caution, and lies and dreams will not have time to charm you.

Если и Ангела слышащему нужно блюстися, како слышит, что сказать о собеседованиях человеческих? Сколько в людях ложных и худых мыслей, сколько страстей, сколько пороков! Все они могут обратиться в заразу, более или менее сильную и вредную, приметно и неприметно переходящую чрез слово и собеседование. Много явных и скрытых опасностей, много нужно благоразумия и осторожности.

Слышишь ли слово в похвалу тебе? Остерегись. Похвала нередко скрывает в себе лесть, или может самого тебя сделать льстецом для самого себя, если пленишься ею, может удалить от тебя смирение и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем усовершении себя и своих дел. Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки и старайся иметь достохвальные мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее или унижающее? Остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который правды Божия не соделывает (Иак.1:20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, - и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Слышишь ли слово порицающее и осуждающее ближнего? Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого.

Слышишь ли слово, опечаливающее настоящим или угрожающим бедствием? Остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего рассудка и твоей воли. Многи бо печаль уби и несть пользы в ней (Сир.30:25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностию в волю Божию и упованием на милосердие Божие.

Что, если услышишь или увидишь в чтении слова неблагонравия, неблагоговения, неверия? Поспеши заградить ухо твое и закрыть око твое от тлетворного ветра. Не прельсти себя мыслию послушать или прочитать из любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкус яда. Тлят обычаи благи беседы злы (1Кор.15:33).

Не надобно ли, скажет кто-нибудь, - не надобно ли иметь осторожности и при слушании учения духовного и нравственного? Точно надобно иметь осторожность - именно осторожность, чтобы не быть, по выражению Апостола Иакова, слышателем забытливым, подобным человеку, который посмотрел на себя в зеркале, отошел и забыл, каков он. Ибо не слышатель забытливый, но творец дела, сей блажен в делании своем будет (Иак. 1:22-25). Аминь.

Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия, 1854 г.[3]

Никто из живущих в теле не видал воскресения Христова в то тайное мгновение ночи или глубокого утра, когда оное совершилось. Так было, может быть, по самому свойству сего действия, в котором и видимое Христово Тело, преобразуясь в духовное и прославленное, выступало за пределы мира видимого. Но притом так устроено было, вероятно, и потому, что еще не созрела вера для сего высокого созерцания, ибо явление небесное и Божественное для приготовленного к нему верою, чистотою, боголюбием, смирением есть свет просвещающий и животворящий, а для неприготовленного и неочищенного есть молния поражающая. Так устроено было, вероятно, и для того, чтобы дать место возвышенному подвигу веры и высшему за него воздаянию по суду Христову: Блажени не видевшии и веровавше (Ин.20:29).

Напротив того, вознесение Господне многие собственными очами видели, когда оно совершалось. Так было, конечно, потому, что теперь уже созрела вера многих для сего Божественного созерцания. Так было, конечно, и для того, чтобы и немощным в вере, каким в день воскресения Христова виден был Фома, дать подкрепление очевидным удостоверениям.

Святой Евангелист Лука свидетельствует, что Господа воскресшего - кажется, и возносящегося - видели не одни одиннадцать Апостолов, но и другие, иже бяху с ними (Лк.24:33,50).