Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

О, да не осуществится вечно начертание сие в тебе, любезное Отечество! <...>

Наша польза, слушатели, нас да научит сохранять веру, как драгоценнейший залог благого неба, или, если прошедшее несчастие есть убедительнейший наставник, настоящее торжество, торжество незабвенное, доколе не угаснет любовь к Отечеству, его произведшая, - при каждом возвращении своем да повторяет нам оный полезный урок. Аминь.

Слово на обновление древнего храма Успения Пресвятыя Богородицы, 1844 г.[148]

Ты воскрес ущедриши Сиона: яко время ущедрити его, яко прииде время. Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят (Пс.101:14,15)

Что это за камни Сиона, о которых благоволят рабы Господни? Что за персть, которая им любезна? Это камни и персть разрушенного Иерусалима, и особенно разрушенного древнейшего храма Иерусалимского. Пророк смотрит на сии развалины во времена пленения Вавилонского, смотрит в то же время на душевные расположения народа Иудейского и на сем воззрении основывает надежду нового благоволения Божия к Иерусалиму и храму.

Ты воскрес ущедриши Сиона. То есть: Бог умилосердится над Иерусалимом и восстановит Свой храм.

Пророк дерзает даже определить, что сие должно совершиться вскоре. Яко время ущедрити его, яко прииде время.

Но почему он знает, что сие будет, и должно быть вскоре? Яко благоволиша раби Твои камение его, и персть его ущедрят. То есть поелику Иудеи своими душевными расположениями являют теперь себя достойными наименования рабов Божиих, поелику они даже пред развалинами храма Божия благоговеют к его древней святыне, с любовью, с умилением взирают на самые камни и персть как на остатки святилища, в котором обитала благодать Божия, то должно уповать, что Бог вскоре умилосердится над Иерусалимом, восстановит храм Свой и вновь будет обитать в нем Своею благодатью.

Надежда сия самым делом исполнилась при первосвященнике Иисусе и князе Зоровавеле.

Но уместно ли говорю я о судьбе столь великого храма, когда думаю о судьбе столь малого храма, как сей, в котором теперь мы находимся? Думаю, что не совсем неуместно. Тот и другой суть храмы Единого Истинного Бога, потому естественно предполагать некое в судьбе их единство, хотя и при разности многих обстоятельств. Притом и малый храм Христианских таинств и Христианской истины не слишком мал пред великим храмом сеней и гаданий.

Двести двадцать семь лет стоял сей деревянный храм, быв создан Лаврою Преподобного отца нашего Сергия, в начальствование Преподобного отца нашего Дионисия, и тогда еще представлен в покровительство Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, в память славного Ее Успения, дабы, по сей памяти, Она с благоговением призирала на него, как бы на Свою Гефсиманию. Время, со своим законом нетления, осторожно прикасалось к тленному веществу, на котором положено было благословение Святых. Но как человек иногда сам не довольно бережет то, что бережет для него природа и Провидение, то наконец храм сей обречен был опустению, а вслед за тем и конечному разрушению огнем. В сие время воспомянули мы древних почитателей древнего Иерусалимского храма, и как они благоволиша камение его, так и нам самое древо сего нашего храма и некоторые в нем останки древних священных изображений показались драгоценными, достойными благоговейного сохранения. Но как уже не можно было сохранить сей храм на прежнем его месте, то здесь, древнее купно и новое, мы обрели место Господеви, селение Богу Иаковлю (Пс.131:5).