Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Что сие сказано не просто, Иудеи могли бы догадаться из того, что Господь сказал: разорите. Иудеи без сомнения не захотели бы сами разорять церковь сию, т.е. храм Иерусалимский. Но люди плотские по жизни, по делам, обыкновенно и понимают все плотским образом. Как речь шла о церкви или храме, то Иудеи о сем самом храме и поняли оную, подумали, что Иисус предвещает разорение и построение храма в три дня, и из сего нелепого понятия извлекли еще более нелепое возражение. Как можно в три дня построить храм, который строился сорок шесть лет? Четыредесять и шестию лет создана бысть церковь сия и ты ли треми денми воздвигнеши ю? (Ин.2:20) Как будто чудеса для Вечного и Всемогущего Бога можно уничтожить и сделать невозможными посредством ничтожного недочета человеческих лет и дней.

Когда Святый Иоанн вписал в Евангелие пророчество Господне о тридневном воскресении, сказанное притчею и неправильно Иудеями понятое, тогда, чтобы противопоставить ложному толкованию истинное и устранить всякое недоразумение, он присовокупил следующее замечание: Он же глаголаше о церкви Тела Своего, т.е. слова Иисуса Христа - разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю - относились не ко храму Иерусалимскому, но ко храму собственного Тела Его и означали, что Иудеи храм Тела Его разорят страданиями и крестною смертию, но что Он воссозиждет храм Тела Своего славным тридневным воскресением из мертвых. Мы несколько долго достигали сего уразумения словес Божественного Учителя и Его возлюбленного ученика, но может быть, сие небесполезно будет, дабы следующие за сим размышления приняты были не как наше произвольное мудрование, но как поучение, почерпнутое из истинного разума словес Христовых.

Он же глаголаше о церкви Тела Своего. Иисус Христос говорит о Своем Теле, и назвал оное Церковию, или храмом Божества. Почему? Ответ на сие вполне удовлетворительный представляется в изречении Апостола Павла: Яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (Кол.2:9).

Где Бог обитает всею полнотою Своего Божества, там, без сомнения, есть и храм Его в высочайшей степени святый. Но если Господь нарек Тело Свое храмом по сходству с ним, и если сходство сие состоит в обитании полноты Божества, то какое высокое понятие подает Он нам чрез сие о храме! Итак, храм Божий и божественное Тело Христово подобны между собою. Итак, в храме обитает полнота Божества, подобно как и в Теле Христове.

Помысли, Христианин, где ты находишься теперь с той минуты, как силою благодати, в молитвах призванной, в таинственных знамениях пришедшей, освятил есть селение Свое Вышний (Пс.45:5). Ты ближе еще здесь к Богу, нежели как близки бывают в доме к его домовладыке, ты пред самою полнотою Божества. Как в теле все исполнено силою души, так в храме все исполнено силою Божества. Бог, явивыйся во плоти, здесь не только являет, но и предлагает в пищу божественную Плоть Свою, которою вы так не часто питаетесь. Дух Святый дышит здесь в таинствах. Исполнение Божества в Теле Христовом было столь преизобильно, что весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше и исцеляше вся (Лк.6:19) и что даже прикосновение к краю риз Его исцелило кровоточивую. Подобно сему и во храме, при одном прикосновении веры к святыне может исходить от нее сила, исцеляющая духовно и телесно. Все видимое и совершаемое здесь, священные знамения, изображения, обряды, составляют как бы священную ризу Христову, истканную Церковью, проникнутую Его невидимою силою, производящую на приближающихся и прикасающихся с верою действие благотворное и спасительное.

О Боже! Толико же дивный в Твоем безмерном снисхождении, как и в Твоем превознесенном величии! Ты неприступен даже горним силам в Твоем величии, а между тем так доступен земнородным в Твоем снисхождении. Созерцание чистых духов не объемлет Твоего света и славы, а между тем Ты находишь средства дать бренному человеку осязать и вкушать Твою благость и силу. Коль возлюбленна и земная селения Твоя, Господи сил! Сердце мое и плоть моя возрадовася о Бозе живе (Пс.83:2,3). Благословенна слава Господня от места Его (Иез.3:12). Братия! И небеса не имеют сокровища лучше того, которое имеем мы здесь в храме, именно существенное благодатное присутствие Божие, действующую благодатную силу Божию. Довольно ли мы ценим сие сокровище? Довольно ли пользуемся оным для нашего блаженства?

Случается замечать с прискорбием, что тогда как праздничный колокол зовет в церковь, некоторые идут на торжище и на другие дела мирские, видно, прямая копейка прибыли дороже для нас сокровища небесного. Говорят, нужда заставляет сие делать. А Царство Небесное разве не нужно? И молитва, таинства и духовное учение для Царства Небесного разве не нужны?

Из шести дней один взял Себе Бог, а из сего дня немногие часы назначила Церковь для общественного Богослужения, и все еще нуждаются люди во времени своем, и похищают время церковное. Иные, входя в церковь, слышат здесь осуждение, произносимое на пороки и беззакония, и, выходя, обращаются беззаботно к своим порокам и беззакониям. Чего же они хотят? Разве увеличить свое осуждение? Раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много (Лк.12:47). Но, чтобы не омрачить более жалобами дня веселия и благодарности, скажу с Апостолом: Надеемся о вас, возлюбленнии, лучших и придержащихся спасения, аще и тако глаголем. Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще (Евр.6:9,10). Труд любви виден в обновлении храма сего, и Бог не забудет оный, и пользующиеся сим храмом призовут с нами благословение свыше на душу и на дом послужившего дому Божию.

Благодать Божия да осеняет и всех с верою и любовию входящих в храм сей ныне и присно. Аминь.

Слово на память Преподобного Сергия (о нетлении святых мощей[152]). Говорено в Троицкой Сергиевой лавре 25 сентября 1821 г.[153]

И кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, ему же не оскуде вода. Ис.58:11