Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Речь к благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу пред вступлением Его Величества в Успенский собор[17]

Благочестивейший Государь!

Цари обыкновенно любят являться Царями славы, чтобы окружать себя блеском торжественности, чтобы принимать почести. Ты являешься ныне среди нас как Царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели Христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего, и милосердо хранит Тебя, и долготерпеливо щадит нас. С Крестом сретаем Тебя, Государь, да идет с Тобою воскресение и жизнь.

Речь к благочестивейшему Государю Императору Николаю Павловичу, при сретении Его Величества в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, 1826 г.[18]

Боговенчанный Государь и Помазанник Божий!

С сих священных высот, которые пред очами Твоими, пять нескудных достопамятностями веков приветствуют сию минуту, которая умножает достопамятности сего места.

Здесь, где Димитрий Донской искал совета к победе, Петр Великий - безопасности, многие Твои предки и предшественники - подкрепления и ободрения духа для великих подвигов великого звания, здесь являешься и Ты, чтобы положить Царственные советы души Твоей пред Олтарем Триипостасного Бога, при гробе избранного раба Божия. Новый, к прежним, подвиг царского благочестия! Новая посему надежда небесных благословений на Царя и царство.

Если бы кто в особенности спросил, что значит сие путешествие к пустынному Олтарю вскоре после Царственных молитв и Царственного освящения Твоего в Твоем Первопрестольном Граде, в изъяснение сего можно указать еще древнейший пример, как новый, но уже помазанный и укрепившийся на царстве своем Царь народа Божия от Кивота Господня, бывшего в престольном граде Иерусалиме, восходил с молитвою в Гаваон, к Скинии свидения Божия, юже сотвори Моисей раб Божий в пустыни, там особенно приближился к Богу, просил от Него царской мудрости и за сие превосходное прошение преизбыточно награжден и мудростию, и богатством, и славою (см.: 2Пар.1:1-12).

Таковыми воспоминаниями вразумленные о духе настоящего события, мы вновь спешим, благочестивейший Государь, и здесь, в пустыне, подобно как прежде в Столице, к Твоей царской молитве присоединиться общими молениями, да даст Ти Господь по сердцу Твоему и весь совет Твой исполнит [Пс.20:4], да пребудет Венец Твой присносияющ мудростию, Держава Твоя непобедимо сильна правдою и благостию, Скипетр Твой благодвижен посредством закона и порядка, да соделается Царство Твое образцом царств благоуправляемых, да сохранится Августейшее семейство Твое, как образец семейств благословенных!   

Речь по рукоположении Преосвященного Филофея, епископа Дмитровского, 1849 г. [19]

В откровении Святого Иоанна видим седмь Ангелов седми Церквей. Можно подумать, что это небесные Ангелы, хранители Церквей.

Но когда слышим, что некоторых из них Дух Христов обличает и угрожает им, Ангелы же небесные не грешат и не подвергаются прещениям, то приходим к той мысли, что под именем Ангелов Церквей заключаются земные блюстители Церквей, то есть епископы.