Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Итак, епископ есть Ангел Церкви - как много в сей мысли поучительного для нас и даже страшного! Чтобы соответствовать наименованию Ангела, ум епископа должен быть светел, сердце чисто, мысли и желания духовны, жизнь удалена от нечистот плоти и мира. Как посылаемый в служение за хотящих наследовати спасение [Евр.1:14], он паче других должен наблюдать за собою, чтобы не искать своих си, но яже Божия и яже ближняго. Ангелом должен быть епископ - что ж, если мы еще не достигли не только Ангельской чистоты, но и человеческого доброго устроения духа и жизни? Что, если нам угрожает сказанное Ангелу Сардийской Церкви: Не обретох дел твоих скончаных пред Богом [Апок.3:2]?

Страшно служение наше, возлюбленный брат, однако страх дан от Бога не для того, чтобы мы отчаивались или унывали, но для того, чтобы страхом спасали себя и других. Призовем страх Божий в помощь нашему служению, но призовем также, и наипаче призовем, любовь.

Возлюбим служение Возлюбившему нас даже до смерти, смерти же крестныя. Возлюбим служение спасению тех, за спасение которых сама Божественная Любовь пострадать и умереть благоволила. Принесем ей желание подвига, и она не отречется даровать нам силу для подвига.

Жезл силы да пошлет тебе Господь от Сиона. Знамением сего да будет жезл, теперь тебе вручаемый.

Речь пред ракою Преподобного Сергия Радонежского по случаю взятия Государем Императором Александром Николаевичем от святых мощей его иконы для отправления в действующую армию. Говорена 7 сентября 1855 г.

 Преподобне Отче Сергие! От юности возлюбив Отечество Небесное, ты, однако, и земного Отечества не пренебрег, но возлюбил оное крепкою духовною любовию. Посему еще в земном житии твоем благоверного князя Димитрия твоею молитвою и прозорливым советом к брани против неверных подкрепил, почему и победа над врагами последовала.

И по преселении твоем в Отечество Небесное не престал ты на Отечество земное простирать покровительствущие взоры.

И по сему примеру он носим был также и в полках Императора Петра Первого, и в ополчении Александра Первого во дни нашествия на Россию двадцати народов.

Се и ныне благочестивейший Самодержец наш Александр Николаевич, наследовав с престолом и веру своих предков, желает сей твой образ верному своему воинству явить как знамение Божие по твоим молитвам благословения и покровительства.

Благослови, Преподобне отче, сие дело веры. И моими недостойными руками только видимо, невидимо же твоими святыми руками преподаждь благочестивейшему Самодержцу сей образ твой и с ним посети и посещай христолюбивое воинство его. И не престани, взывая ко Господу сил, да простив нам грехи, которыми привлекаем на себя скорби, благословит благочестивейшего царя нашего и воинство его благословением благостным и да дарует Ему победу миротворную и победоносный мир.

Речь пред ракою Преподобного Сергия по случаю возложения на главу его покрова, устроенного Их Императорскими Величествами Государем Императором Александром Николаевичем и Государынею Императрицею Мариею Александровною. Говорена в Троицкой Сергиевой лавре 19 сентября 1856 г.

Преподобне отче наш Сергие!

По обращении летнего круга от прежнего посещения вновь посещает тебя благочестивейший царь наш с благочестивейшею супругою своею, тогда нововоцарившийся, ныне нововенчанный и священнопомазанный.

Тогда приносил он чрез тебя молитву Господу сил о защищении своего царства от вражды, подвигшей против нас громадные силы нескольких царств и стремившейся сделать и мирных соседей опасными для нас, и о восстановлении мира, не им нарушенного, ему всегда любезного. Ныне он приносит чрез тебя благодарение Господу сил за явленную нам защиту и за скорое достижение мира.