Creation. Vol.1. Homilies and Sermons

Посмотрите и на Моисея в ужасную минуту, когда пред ним - море, а за ним - войско Египетское. Народ вопиет к Богу, ропщет на вождя, но что вождь? Он не приготовляет народ к брани, не ищет пути к бегству, не воздвигает чудодейственного жезла, не произносит даже ни одного молитвенного слова к Богу. Что сие значит? Он предался Богу и вводит народ в сию преданность: Господь поборет по вас, вы же умолкните (Исх.14:14). Все умолкло, но молчание сие громко раздалось на небесах и подвигло чудодейственную силу Божию. И рече Господь к Моисею: что вопиеши ко Мне? Рцы сыном Израилевым, и да путешествуют; и да внидут сынове Израилевы посреде моря по суху (Исх.14:15,16). Здесь видно, что преданность Богу есть самая крепкая и действенная молитва.

Но - чтобы вкратце сказать все для Христианина, - чем начинается высочайшее дело Христово? - Преданностью Сына Божия воле Бога, Отца Своего. Се иду сотворити волю Твою, Боже, - глаголет Он, нисходя к воплощению (Пс.39:8-9). Чем оканчивается сие дело? Тою же преданностью: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф.26:39), Отче, в руце твои предаю дух Мой (Лк.23:46). Итак, преданность Богу есть и начало, и совершение Христианства и вечного спасения.

Заключим сие учение увещеванием, которым Церковь заключает большую часть молитвенных провозглашений, дабы непрестанно питать в нас дух преданности, которым дышит и живет истинное Христианство: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Аминь.

Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 1825 г.[27]

Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие (Лк.1:29)

Она, сия Дева, в столь глубокое погруженная уединение, столь удаленная от всякого сообщества, что присутствие Ангела, который и сам есть дева, привело Ее в смятение - видевши смутися. Она теперь отверзает чертог Свой, допускает в него и девствующих, и живущих в супружестве, приемлет бесчисленные целования, то есть благоговейные приветствия. Не только от бесплотных или бесплотным в чистоте подобных, но и от человек, нечистые устне имущих, и не только не смущается, но еще успокаивает смущенных, не только не чуждается радости, но и наполняет ею приближающихся, не только не трепещет пред благодатию, но и с дерзновением подает ее требующим. Какая перемена! Никому недоступная тогда, когда Она была только раба Господня, всем доступная теперь, когда Она есть Мати Господа.

Воспользуемся удобностию доступа, приблизимся, приступим не только для того, чтобы видеть славу безвестной некогда Девы и насладиться сим видением, но и для того, чтобы по возможности узнать, каким образом из такой глубокой безвестности возросла столь высокая слава, и чтобы от плодов заключенного вертограда невесты (Песн.4:12) Святаго Духа взять нечто на семена для духовного вертограда собственных душ наших.

Приидите, девствующие, и от Девы Марии приимите утверждение вашего подвига, созерцая в Ней беспрекословно высокое достоинство - девство, поелику оно Бога в себе носит.

Приидите, живущие в супружестве, и от обрученныя, но несочетанныя приимите благословение ваших супружеств, поелику все человеческие супружества рождали бы только чад гнева и наследников ада, если бы Матерь Дева не родила Сына, Который перерождает их в сынов и наследников Божиих.

Приидите, любящие уединение, и от размышляющей Марии вразумитесь, что зерно уединения есть смиренное богомыслие, а без сего уединения часто есть пустое упрямство или жестокое человеконенавидение, гнездо лукавых помыслов и виталище духа безумия.

Приидите пристрастные к сообществу и возьмите себе на замечание, что не в суете мирских дел, не в развлечении многолюдства, не в шуме праздных бесед посещают душу Небесные Силы и слово Божие сеется в сердце.

Но как не можно в краткое время показать вам все плоды вертограда Мариина, то есть изобразить к наставлению вашему все Ее совершенства и добродетели, то придержимся на сей раз одной взятой нами, малой по видимому ветви Евангельского об оных повествования, на которой, однако, можем увидеть, как некий полнотою силы преклоненный долу гроздь, смиренную мудрость и мудрое смирение.