Collection "Holy Fathers on Prayer and Sobriety"

14) Терпеливо и не скорбя совершать дело Божие по установленному порядку — дают страх Божий, памятование о смерти и о мучениях [1, 162].

15) Лучше заниматься делом, молитвою и размышлением при чтении божественных Писаний, чем прекращать сие не во время и предаваться празднословию, от чего рождается клевета.

16) Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и милостыни, тот богатеет в Бога. Другие копят себе деньги; а ты копи себе молитвы и милостыни. Другие увеселяются свирелями и музыкою, а ты увеселяйся псалмопением и прославлением Бога. Иные находят веселие в удовольствиях; а ты находи веселие в Боге, Который тебе и всем возлюбившим Его уготовил венец славы [1, 163—4].

17) Нерадивый думает на молитве о том, чтобы услышать: «аминь»; а кто молится трезвенным умом, тот не тяготится длительностью службы [1, 165].

18) Да не падет на нас сказанное Пророком: «приближаются усты своими, сердце же их далече» (Ис. 29, 13).

19) Как бы молот и наковальню помести в уме своем, и пытай помыслы сердца своего; и, которые не окажутся годными, бросай прочь [1, 169].

20) Лукавому помыслу также худо давать возрастать в душе, как и худой траве на гряде с овощами [1, 170].

21) Остров, лежащий среди моря, может ли остановить волны, чтобы они не ударяли в него? — Но остров противостоит волнам. Так и мы не можем остановить помыслов, но можем противиться помыслам.

22) От чего иногда душа побеждается помыслами? От того, что не противится им, но дозволяет им входить внутрь, и они, находя там себе пищу, понемногу расстраивают душу.

23) Прежде, нежели укоренится в тебе страсть, вырви ее из себя, и прежде нежели даст отростки, исторгни корень ее из самых глубин. Ибо если попустишь ей укорениться в тебе, она возобладает над тобою [1, 171].

24) Кто молится трезвенно, тот попаляет демонов; а кто молится рассеянно, над тем насмехаются они.

25) Во время молитвы не заводи посторонней беседы, и не омрачится ум твой для молитвы [1, 172].

26) Великий дар — слезы в молитве, а увлекаться бесовскими помыслами тоже, что смерть.

27) Сердце, падшее с высоты небесных мыслей, бесы делают привязанным к вещам земным: а когда пренебрежет оно тленным, тогда приимет нетленное.

28) Горе вознесем ум: еще не много времени, и прейдем отсюда, а «яже уготовал еси, кому будут» (Лк. 12, 20)? [1, 173].

29) Пусть руки твои делают благое, чтоб мог ты и имеющему нужду подать (Еф.4, 28). И пусть сердце всегда будет обращено к Господу, и тогда будешь делать «брашно пребывающее, а не гиблющее» [1, 183].

30) Молись Богу, проливая слезы пред Его благодатию; тогда молитва Твоя будет «яко кадило» (Пс.140, 2) пред Ним [1, 190].

31) Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий [1, 192].

32) Всегда пред очами имей Господа, потому что Он спасает уповающих на Него.

33) Пой, возлюбленный, духом пой и умом: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс,118, 103). [1, 203].

34) Страх Божий в сердце твоем да будет тем же, чем оружие в руках воина: им отражай в смиренномудрии искушения, какие наводит на тебя диавол; да истончатся, как прах, враги твои от лица твоего. Будь смел; потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие [1, 206].