Collection "Holy Fathers on Prayer and Sobriety"

42) Возлюбим благоговение: пусть ругаются над нами, пусть наносят нам удары; мы не оставим его. Ибо это сокровище, исполненное благ. Оно преклоняет Бога воззреть на того, кто приобрел оное, по написанному: «на кого воззрю? Токмо на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис.66, 2). И блажен кто все презрит ради благоговения [1, 457].

43) Будем трезвиться молясь, чтоб не впасть в искушение. Будем поучаться словесам Духа Святаго, чтобы вникнуть нам в писание, и, не держа в руках книги, иметь в уме глаголы Божий [1, 477].

44) Не останавливайся на нечистых помыслах, чтоб не довели они тебя до срамного исполнения их на самом деле; но гнушайся ими, и отгоняй их от себя, чтобы ум твой был в покое. Молись Господу, чтобы просветил очи сердца твоего; «ибо невозможная у человека возможна у Бога» (Лк. 18, 27). Ставь на молитву, не рассеивайся, чтоб не оказаться небрежным [1, 483].

45) Трезвись ежечасно; потому что в час, в который не чаешь, пошлет Господь за тобою, чтоб взять тебя в житницу жизни, в сонм праведных, и что б наконец упокоился ты там, где нет ни брани, ни врага [1, 539].

46) Блажен, кто имеет попечение о следующих трех вещах: упражнении в молитве, рукоделии и размышлении. Ибо написано: «упразднитеся и разумейте, яко Аз есм Бог» (Пс.45, 11); и еще: «нищь есмь аз, и в трудех от юности моея» (Пс. 87, 16); и еще: «и в законе Его поучится день и ночь» (Пс.1, 2). [1, 564].

47) Одному брату пред бдением помысл внушал, говоря: сегодня дай себе отдых и не вставай на бдение. Но он отвечал помыслу: рассуди, что завтра не встанешь, поэтому лучше надо встать сегодня [1, 576].

48) Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем безмолвно. Кто молится с ведением и верою, тот зрит пред собою Господа, так как «о Нем живем, движемся и есмы» (Деян.17, 28). [2, 102].

49) Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтобы источил Он на тебя озарение ведения.

50) Всем сердцем своим уповай на Господа, и удобно избежишь злодейских козней. Ибо Господь не оставит без призрения работающих Ему [2, 109].

51) С помощью Божественного огня должны мы противиться огню (страстных возбуждений) [2, 111].

52) Молись чаще с смиренным сердцем, как три отрока в пещи огненной, и не делай из себя вертепа разбойников, предаваясь делам не дозволенным, чтоб не постыдиться в день суда, когда откроются тайны человеческие [2, 113].

53) Воздыхает сердце мое, и глаза мои вожделевают слез; но грех мой содержит в плену мой ум, чтобы не пришел я в сокрушение, и не стал с горькими слезами умолять Господа, не ввергать меня во тьму кромешную [2, 115].

54) Иона во чреве китове вопиял в молитве: «да изыдет из истления живот мой Господи, Боже мой» (2, 6. 7). Молитва сия проторгла бездну, рассекла воздух, достигла до неба, и вошла во уши Господу; лучше же сказать, Сам Господь, наполняющий вселенную, не далек был от искреннего Своего служителя [2, 116].

55) Всем сердцем внимай псалмопению и чтению божественных писаний, — и тук их впивай душею своею, как младенец питающийся сосцами [2, 127].