«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

IV.3. Способ же, которым мы можем стяжать все это, (Апос­тол) обозначил словами: «Всякою молитвою и прошением моли­тесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением» (Еф. 6, 18). Поэтому и сам он молится о всех, говоря: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13, 13). И еще: «Ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23). Вот, многими способа­ми (Апостол) ясно указывает на прямой путь правды и высшую цель христианства, всех увещевая и желая, чтобы все поспеша­ли к ним. (И все подлинные) правдолюбцы устремляют взор свой к этой цели, всячески подвизаясь зрелой верой и надеж­дой; молясь в мирном и добродетельном устроении (души), они жаждут достичь ее. (Подвизающиеся) таковым образом смогут, избавившись от всякого зла, чисто, совершенно и безукориз­ненно исполнить и великие заповеди, на которых утверждают­ся закон и пророки: «Возлюби Господа Бога твоего всем серд­цем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостью твоею и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37-40; Мк. 12, 28-34; Лк. 10, 25-37).

V.1. Если нам пришло на ум продолжить дальше рассуж­дение о цели благочестия, как то передают нам Господь, апо­столы и все Богодухновенные Писания, представляя эту цель с помощью многочисленных свидетельств, то думается, что (та­кое намерение) весьма уместно (и полезно) для того, чтобы мы неоспоримо и несомненно удостоверились, «в чем состоит на­дежда призвания» (Еф. 1, 18) нашего, какова цель его и какое ристалище ожидает нас. Особенно это касается принявших монашескую жизнь, удалившихся от мирских уз и плотского общения, избрав девство в Господе,

V. 2. дабы каждый и каждая (из них), тщательно пораз­мыслив над тем, почему они были призваны и каковой меры должны достичь, удержали бы себя от всякой гордыни, по­рождаемой любым успехом (в духовном преуспеянии). Вслед­ствие преизобилия совершенной меры призвания и неисследимого богатства любви Христовой (Еф. 3, 8), они должны считать себя за ничто, ревностно и всяческим способом, со всей силой и усердием предавая себя всегда благу, отвергаясь, по изречению Господа, вместе со всем, что принадлежит веку сему, и собственной души, ежедневно с радостью и весе­лием беря крест свой и следуя за Ним (Лк. 9, 23; 14, 26). Ведь образцом и примером они имеют Самого Господа, став­шего для нас Путем и Целью, согласно сказанному: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11, 1); и еще: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взи­рая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пре­небрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12, 1-2).

V.3. Нельзя нам, удовлетворяясь и успокаиваясь некото­рыми дарами Духа, преуспев в каких-либо (духовных) рас­суждениях и считая себя достигшими совершенства, быть прельщенными коварством зла, вверженными в самомнение (своей ложной) праведностью и оставаться вдали от великих преуспеяний духа. Наоборот, как (истинные) правдолюбцы, будем до конца приумножать ежедневно свой труд, скорбь, борение и подвиг, всегда забывая заднее и простираясь впе­ред (Флп. 3, 13), алкая и жаждая правды (Мф. 5, 6) по увещанию Господа и имея сокрушенное сердце (Пс. 50, 19), как не достигшие еще призвания, к которому мы призваны, не постигнувшие совершенной меры христианства и не обретшие еще зрелости в совершенной любви Христовой.

V.4. Ибо подлинно жаждущие достичь предлежащей, на-' перед известной и наивысшей цели (жизни) всегда уязвляют­ся любовью к этому невыразимому призванию совершенства, вплоть до последнего дыхания (никогда) не удовлетворяясь каким-либо из меньших благ или какой-либо меньшей прав­дой; (не насыщаются они подвигами) постов, бдений и мило­стыни и причастием даров Духа. Наоборот, предавая себя целиком всякому благу, добру и всякой добродетели, пребывая всегда нуждающимися относительно добродетели, они никогда не считают себя преисполненными закона Премудрости. Бу­дучи в чести у Бога, они считают себя недостойными; достиг­нув духовного преуспеяния, полагают себя новоначальными; будучи великими, презирают и считают себя ничтожными.

V.5. Поскольку же они так уверовали и так возлюбили (Бога), постольку получат они воздаяния неизреченных обе­товании Царства. Таковые души смогут благоугодить Богу и стать наследниками Царства; имея сокрушенное сердце и бу­дучи нищими духом, они всегда алчут и жаждут правды, и, устремляясь к совершенным почестям (высшего звания), они, вследствие своей возвышенной любви к Богу, будут вознаг­раждены высшими дарами.

VI. 1. Итак, достаточно сказано о цели упования, к кото­рой должны стремиться избравшие монашескую жизнь и воз­любившие девство. Теперь следует повести речь о собрании и священном устроении братских монастырей, о том, как долж­ны возлюбившие истину жить совместно друг с другом и пу­тем каких занятий, трудов и подвигов могут они достичь на­званной цели благочестия, чтобы преисполненные мужества ревнители (добродетели), уже познав путь, ведущий к небес­ному Граду, и вступив на него, усердно шествовали по нему до тех пор, пока не обретут (этой цели).

VI.2. Прежде всего, устремляющийся к цели благочестия и желающий следовать по стопам Господа должен, удалив­шись от (мирской) жизни и плотских наслаждений, (целиком) отдать себя братству, отказываясь, согласно Евангелию (Лк. 14, 26), от отца, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и сродства, и богатства, и славы, и благородного про­исхождения; вступая в монастырь, как в полноту всяческих благ, он должен еще отречься и от души своей.

VI.3. А отречение от души своей разве не иное что означа­ет, как предание себя целиком (иноческому) братству и пол­ный отказ от собственных желаний? Разве, сочетав себя цели­ком со Словом Божиим, не следует всегда украшать душу святыми и чистыми мыслями заповедей и их, ведущих ко спасению, считать за свои собственные? Разве (монах) дол­жен чем-либо обладать, за исключением одежды, которую он носит, для того, чтобы всегда пребывать лишенным (житей­ского) попечения, исполняя с радостью только то, что ему повелено? Разве не должен он, словно купленный и благора­зумный раб, считать всех братий, а особенно предстоятелей, за господ и владык (своих) ради Христа?

VI.4. Как сказал Сам Господь: «Кто хочет быть первым и большим между вами, будь из всех последним, всем слугою и всем рабом» (Мк. 9, 35; 10, 43-44), не гоняясь за славой, честью или похвалой, но стремясь лишь к служению и житию вместе с братиями по сказанному: служа со всем усердием, «не с видимою только услужливостью», как человекоугодник, но как раб Христов (Еф. 6, 6-7), отдавая себя тесному пути и узкому проходу (Мф. 7, 14). Будучи ревнителем Царства (Небесного, монах) охотно и с радостью берет на себя легкое и благое иго Господа (Мф. 11, 29-30); он доставляет себе великое спасение, если с долготерпением пребывает до конца в этом прекрасном и душеполезном рабстве. Рассматривая всех (братий) как господ, родственников во Христе и наслед­ников Царства (Небесного), во всем подчиняясь каждому, осо­бенно предстоятелям и подъемлющим тяготы забот о доброде­тели, он всегда считает себя должником относительно служе­ния братиям с любовью и простотой по сказанному: «Любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13) и «не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13, 8).

VI.5. Но и вы, подвижники — предстоятели братств, взяв­шие на себя великий труд, с помощью смиренномудрия бори­тесь с искусными кознями зла так, чтобы, имея власть над подчиненными вам братиями, не превозноситься и не под­пасть страсти гордыни, вместо великой пользы нанеся душе (своей) большой ущерб и вред. Подобно милосердным отцам предпочитая отдавать себя служению братству, а не (стре­миться) к господству (над братиями), и имея телесное и ду­ховное попечение о них, как о чадах Божиих, вы должны стараться и радеть о душевной пользе каждого, дабы, так всегда заботливо приумножая духовный капитал священного союза братства, получить вам небесную мзду от Бога.

VI.6. И внешне соблюдайте чин предстоятельства, когда нужно — распоряжаясь, повелевая или советуясь с наиболее испытанными из братий, а когда нужно — обличая, запрещая или увещевая кого-нибудь (из них) по апостольскому совету (2 Тим. 4, 2), дабы под предлогом смирения или кротости и по неведению не случилось бы в монастырях смущения, нару­шающего порядок чинопоследования предстоятелей и подчи­ненных. Внутренне же, в уме, считайте себя недостойными рабами всех братий и, как добрые педагоги, (попечению) ко­торых вверены чада господ, со всем благоволением и страхом Божиим старайтесь направить каждого брата на всякое благое дело, зная, что за такой тяжкий труд ожидает вас у Бога великая и неотъемлемая награда.