ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

(1, 383).

Источник, полный вод, непрерывно струящийся и обильно подающий питие всем, приходящим к нему, изображает собою обилие и неистощимость щедрот Твоих, Господи.

Ты изобильно питаешь небесныя силы и наделяешь пищею всякое дыхание на земле. Любовь Твоя, желая нашего спасения, сама преклоняется к нам, чтобы привлечь к себе и спасти приходящих к ней.

Как всеведец, видишь Ты, Владыко, с какою кто готовностию отвращается от греха; и прежде нежели придет он к двери, отверзаешь ему; прежде, нежели припадет, простираешь к нему руку; прежде, нежели источит слезы, повергаешь на него щедроты Свои; прежде, нежели исповедует долги свои, даешь ему прощение.

Но обвиняешь и не говоришь: куда расточил имение? Не поминаешь, сколько прогневал Тебя своим развращением, не упрекаешь за пренебрежение благодеяний Твоих; но, предвидя смирение, плачь и сердечное расположение, возглашаешь: выньте одежду первую и облецыте его, заколите тельца упитаннаго на упокоение и веселие. Пусть соберутся Ангелы и радуются обретению погибшаго сына и возвращению заблудшаго наследника.

Как встречают купца, возвратившагося домой с великим богатством, так благодать Твоя приемлет грешника, от всей души к Тебе приходящаго. Ибо любит видеть слезы, жаждет видеть покаяние, радуется рачительности старающихся покаяться.

Слава долготерпению и милосердию Твоему, Владыко Человеколюбче.

71. НЕПОСТОЯНСТВО ВОЛИ И НЕТВЕРДОСТЬ РЕШИМОСТИ

(4, 308).

Страшен и ужасен день суда Твоего, Спаситель наш, когда откроются греховныя тайны. Посему трепещу, Господи, и объемлюсь ужасом; ибо грехи мои превзошли меру. Будь ко мне милостив по щедротам Твоим, о Благий и Благосердый!

Смотрю я, Господи, на грехи свои и сетую, видя их многочисленность. Увы, как это постигло меня такое бедствие? Язык мой говорит прекрасно, а поведение мое срамно и презренно. Горе мне в тот день, когда откроются тайны!

Весьма прекрасны слова мои для других, а дела мои отвратительны. Других учу порядку в мире, а сам несчастный предаюсь страсти.

Все дни мои протекли и исчезли во грехах, и ни одного дня не служил я правде. Едва начинал каяться с намерением более не грешить, как приходил лукавый и уловлял меня по ненависти своей. Горе мне, потому что добровольно попадаюсь в сеть его.

Если выйду пройтись, то выступаю, как праведник и мудрец. Увижу ли, что иной грешит, смеюсь и издеваюсь над ним. Увы, обнаружатся и мои беззакония, — и посрамлюсь!

О, лучше бы мне не рождаться на свет! Тогда не развратил бы меня этот преходящий мир; не видя его, не сделался бы я виновным, не осквернил бы себя грехами и не боялся бы истязания, суда и мучения.

Едва даю я обет принести покаяние, как снова возвращаюсь и впадаю в те же грехи. Радует меня час, проведенный в грехе; и думаю еще, что делаю похвальное. Увы мне! Доселе не помышлял я, что ожидает меня геенна.

Лукавая воля вводит меня в грех; но когда согрешу, слагаю вину на сатану. Но горе мне! Потому что сам я причиной грехов моих. Лукавый не заставит меня насильно согрешить; грешу я по своей воле.

Умилосердись ко мне, Милосердый к кающимся! Прости мне вины мои, по множеству благости Твоей. Приими, Господи, слезы, приносимыя Тебе мною, и очисти меня от грехов, как грешницу. Сознаю, Господи, что согрешил я; пощади меня по щедротам Твоим.

72. СО СЛЕЗАМИ КО ВРАЧУ, — И ИСЦЕЛИТ

(4, 311).

Приидите, взыщем щедрот, пока возможно для нас искать их. Место покаяния в этом преходящем мире; а в том непреходящем мире не будут приняты ни молитвы, ни слезы.