ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых
К Тебе взываю, Господи, не презри жалкаго прошения моего. К Тебе простираю оскверненныя руки: не отринь меня, кающагося, но человеколюбно воззри на меня и приими с благосердым благоутробием.
Осквернил я себя сластию греховною, обезчестил душевную красоту, поработился плотским мудрованиям, погубил прежнее владычество, послушав врага-наветника, затмил светлость естества своего и, имея честь сыновства (Богу), уподобился скотам несмысленным.
Объемлет меня страх, трепет и ужас, когда представлю смертное посечение, неприметно приближащееся ко всякому, — и все же остаюсь неисправляющимся.
Будь милостив ко мне, Человеколюбец! В Тебе едином полагаю всю мою надежду. Даруй мне покаяться и, исправившись, принести плоды покаяния, чтобы, когда придет конец, не был я посечен, как безплодное древо, или предан огню, как плевелы, но, как пшеница, был собран в житницу Твою.
Колена, сердце преклоняю, не дерзая воззреть на небо. Приими моление нечистых уст, единый безгрешный Создатель мой! Ты, Царь всяческих, низложивший мятежнаго велиара, избавь меня от всяких беззаконий. Ангелы и смертные, увидя мое обращение, составят праздник во славу Твою.
Презрел я животворныя заповеди Твои, обольстился делами срамными; но, благий Владыко, не погнушайся избавить меня от рабства лукаваго.
Весь я сделался рабом греховной сласти, осквернил тело и душу; каждый день вопию: согрешил, — и не перестаю делать худое. И стою ныне пред Тобою, яко осужденный.
Даруй мне, Благий, отпущение в злых делах моих, как милостивый и человеколюбивый Бог.
74. РАДИ СЛЕЗ ОЧИСТИ ГРЕХИ И ДАЙ КРЕПОСТЬ, ДА ПОСРАМИТСЯ ВРАГ
(4, 313).
Кто уврачует душу мою, если не Ты, единый Врачу душ, Христе! У кого найду врачевство от болезней душевных, если не у Тебя, источника исцелений!.. Уврачевавший недужную, уврачуй и мою душу, погубленную грехами.
Да снидут на меня щедроты Твои и да помогут мне низложить врага моего. Подкрепи мышцею Твоею меня, немощнаго, — и лукавый посрамится, увидев, что готов я на брань. Воодушеви меня — и враг устыдится и в стыде обратится вспять, а я прославлю имя Твое.
Приими слезы убожества моего и изгладь рукописание долгов моих — и снова посрамится враг, видя, что милосердие Твое уничтожило плод трудов его злых, и я не буду наказан.
Щедроты Твои да приидут в помощь мне, чтобы безопасно прейти мне страну искушений и потом навсегда пребыть близ Тебя и с Тобою.
Душа грешная будет славословить Тебя и Отца Твоего и Духа Святаго; потому что плакала она — и услышана и, омытая слезами покаяния, — соделана храмом, в коем вселилось Божество, сотворившее миры.
75. ЖАЛОБА НА МИР И МОЛИТВА ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ ИЗ НЕГО
(4, 315).
Никаких выгод не приносишь ты любителям своим, мир — жилище скорбей. Всех приближенных своих обольщаешь сокровищами и всякими удовольствиями; но, в день смерти, и благообразие красивых и крепость сильных низвергаешь во гроб. Горе тому, кто любит тебя и любим тобою, — его радости превращаются в вопли.
В мире — этом море грехов — все дни мои протекли напрасно: жизнь моя проходила без пользы для меня; даже забывал я о дне смертном; кружился и собирал себе бремя грехов, рукояти плевел, назначенных на сожжение. И вот — плач и воздыхание ожидают меня в оной стране, исполненной ужасов.
Поелику с юности до старости моей любил я тебя, коварный мир, то время жизни моей прошло для меня незаметно, и се — во грехах похищает меня смерть. О, если бы не вступать мне в тебя, мир, обманывающий всякаго входящаго! Любящие тебя не наслаждаются радостями, и ненавидящие тебя не плачут. Блажен, кто расторг твои сети, — он наследует чертог радости.
Мир сей видом своим обманывает и мудрых, потому что на несколько времени кажется вожделенным, даже ссужает благами и сокровищами; но в день смерти берет их назад, воздаст же мучением, несравненно большим наших грехов. Малое время позволяет он грешить, а в награду даст вечную тьму.