ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Очисти себя покаянием от срамных дел — и не будет устрашать тебя укоризна злоречиваго.

С помощию Божественнаго огня должны мы противится огню (страстей). Так, кирпич, пока не обожжен, бывает нетверд и ломок, а когда побывает в огне и обожжется, тогда делается преградой огню и воде.

Прилагай старание не раболепствовать собственной своей воле, но будь послушен боящимся Господа, и, по милости Божией, сокрушишь главу змиеву.

Терпи скорбь о Господе, чтоб объяла тебя радость. Перенеси труд, чтобы получить обильную награду.

Не осмеивай и не осуждай впадшаго в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.

У кого сердце омрачено бурею помыслов и побеждено страстями, тот и человека не стыдится, и Бога не боится.

Молись чаще со смиренным сердцем и не делай из себя вертепа разбойников, предаваясь непотребным помыслам и пожеланиям, чтобы не постыдиться в день суда, когда откроются тайны человеческия.

Кто нерадив во время жатвы, у того дом не будет в обилии. И кто теперь небрежен, тот во время воздаяния останется без утешения праведных.

78. УВРАЧУЙ, ГОСПОДИ, НА ПОСРАМЛЕНИЕ ВРАГА

(1, 384).

Господи! Покажи на мне великое Твое милосердие и дай мне ослабу от угнетений губителя, ибо, изъязвив меня, стоит он и насмехается надо мною.

Как, пробужденный учениками, одним словом уст Своих укротил Ты море, так услыши стенание и вопль мой, укроти волны страстных движений, возбуждаемых в душе моей врагом спасения моего.

Как одним прикосновением к воскрылию одежды Твоей уврачевалась кровоточивая, и тотчас стал ток крови ея, так да уврачуется душа моя, из которой враг непрестанно источает токи греховных помышлений, ради единаго моего прикосновения, верою, к Тебе, Врачу душ и телес.

Покажи на уврачевании членов моих, изъязвленных врагом, врачевательную силу веры в Тебя — Целителя всех недугов. Сделай язвы не язвами и место их покрой добродетелями, да посрамится враг, радовавшийся погибели моей.

Благодать же Твою, безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и умиротворивший небо и землю, выну будет восхвалять спасенный Тобою и обрадованный раб Твой.

79. ПЛАЧ ОТ СОЗЕРЦАНИЯ ГОРЬКОЙ УЧАСТИ, ОЖИДАЮЩЕЙ ГРЕШНИКА

(4, 328).

Когда увидел Ты, Господи наш, что утратил я славу Твою, — не потерпела сего любовь Твоя. Ты, снисшед рождением Твоим, страданием Твоим и крестною Твоею смертию избавил меня от сатаны.

Но, вот, я опять грешил, прогневлял Тебя, оскорблял имя Твое беззакониями, грехами и злодеяниями, соделанными мною. Горе мне, — неблагодарен был я и осквернил себя множеством злых дел!

Плакал и проливал я горькия слезы, когда пришел в размышление о сем. Оно переселило меня в огонь, привело в страну ужаса, перенесло в страшную и ужасную бездну, погрузило в пламень, ввергло во тьму. Сердце мое ощутило сие, и воздыхал я от страха и ужаса, при мысли о сем переселении.

Уносясь мыслями, разсматривал я жилище тьмы. Тогда с рыданием и плачем, скорьбя и болезнуя, осуждал я сам себя и горько восклицал: горе мне, сугубое горе! Что уготовано мне правдою?!