ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Когда загрядятся там уста мудрых, и будет угрожать мощный и страшный скипетр Твой, тогда да отверзутся уста мои, потому что я исповедал Тебя.

Когда не спасет ни друг, ни приятель, и всякий обнаженным повлечен будет к отчету, тогда, Господи, будь моим ходатаем, потому что на Тебя уповал я.

Когда возгремит глас трубы, содрогнутся племена, и предстанет всякий приять воздаяние по трудам своим, тогда, Господи, будь моим заступником, потому что к Тебе прибегаю.

Приими служение наше, Господь горних и надежда дольних, и помилуй нас.

Будь милостив к нам, Господи, будь милостив к родителям нашим, будь милостив к наставникам нашим, будь милостив к собратиям нашим.

Будь милостив к нам, Господи, и упокой усопших наших и всех умерших, которые исповедывали Тебя, веровали в Тебя, вкушали плоть Твою и пили животворящую кровь Твою.

Сподоби нас вместе с овцами Твоими войти в овчий двор Твой и вместе со Святыми Твоими в веки веков воздавать величию Твоему подобающую похвалу.

88. К БОГОРОДИЦЕ — О ВНУТРЕННЕМ ДУХОВНОМ БЛАГОНАСТРОЕНИИ

(4, 75).

Благая Матерь всеблагаго Бога, призри милостивым оком Твоим на молитву недостойнаго раба Твоего и даруй мне сокрушение, тишину помыслов, постоянство мысли, ум целомудренный, трезвение души, смиренный образ мыслей, святолепное настроение духа, нрав благоразумный и мир душевный, который Господь даровал ученикам Своим.

Изгладь рукописание грехопадений моих, разсеки облаки печали моей, мглу и смятение помыслов; удали от меня бурю и смятение страстей, расшири сердце мое духовным расширением, возвесели меня радостию и даруй, чтобы правыми путями заповедей Сына Твоего шел я верно и с неукоризненною совестию проходил непоползновенное житие.

Даруй мне, молящемуся пред Тобою, и чистую молитву, чтобы невозмутимым умом и неблуждающим размышлением всегда приносил я молитву в честь, славу и величание единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.

89. ДУША САМА УВЛЕКАЕТСЯ, — ВРАГ НЕ НЕПРЕОДОЛИМ

(4, 51).

О, какое у меня безчувствие! Какая грубая, поземленевшая душа у меня! О, сердце развращенное, уста исполненныя горечи, гортань — гроб отверстый!

Почему не помнишь ты, душа, о неизбежном пути разлучения твоего? Почему не готовишься к сему шествию? Зачем, без жалости к себе, приближаешься к погибели? Для чего навлекаешь на себя вечныя мучения? Что ты делаешь, душа, живя — как несмысленное безсловесное?

Увы, как это я вместо света избираю тьму! Как это удовольствие, которое сегодня у меня есть и котораго завтра не будет, предпочитаю я вечным и неизреченным благам!

Увы, как вместо солнцезрачной оной ризы соглашаюсь лучше быть облеченным в ризу темную и мрачную! Как предпочитаю царству бедственное вселение во аде!

Увы мне, грешному! Я сам собою, добровольно, с ведением, ввергаю себя в конечную пагубу.

Прииди же, наконец, в себя, душа моя, убойся Бога и начни с мужеством шествовать путем заповедей Его.

Уразумей, душа, что век сей подобен поприщу, и хитрый змий всеми мерами усиливается одержать победу. Иными он бывает низложен и поруган, а иных сам низлагает и предает поруганию.