ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Горе тебе, душа, что не выносишь никакой скорби, причиняемой тебе братом, ни даже слова обиднаго, но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление, — и за сие теряешь венец терпения и кротости и будешь на веки осуждена с памятозлобными.

Горе тебе, душа, что ненавидишь и поносишь брата своего, или терпишь, когда другие делают то же, — за это будешь наказана с убийцами, ибо ненавидяй брата человекоубийца есть.

Горе тебе, душа, что пренебрегаешь Божии заповеди и предполагаешь, что спасение — в одном имени христианина, ибо в страшный день услышишь, что Господь скажет: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие.

Горе тебе, душа, что любишь славу человеческую, и почести, и нарядныя одежды, и приобретение вещественнаго; посему в день суда будешь мерзка пред Богом, отринута от лица Его и сопричислена к надменным бесам.

Горе тебе, душа, что каждый день грешишь, а покаяние отлагаешь день за день: постигнет тебя смерть, как тать в ночи, внезапно, и связанная отведена будешь в геенну огненную, без пользы проливая слезы и обвиняя свое неразумие.

Горе тебе, душа, что не трепещешь, помышляя, как в страшный день суда, когда силы небесныя подвигнутся от страха, явишься ты лицу Божию, имея на себе срамную и оскверненную ризу.

109. ДАРУЙ БЛАГОДАТЬ ПЕСНОПЕНИЯ И УЧЕНИЯ, ЧТОБ ИМИ ЗАГЛАДИТЬ ХОТЯ МАЛО ГРЕХИ

(1, 193).

Святые отцы, будучи боголюбивыми, в страданиях и искушениях сделались благоискусными и от Царя небеснаго со славою и похвалами прияли неувядающий венец.

Я же, бедный, без всякаго искушения грешу, раздражаю и огорчаю Владыку моего.

Однакоже, изведав опытом многия и неизреченныя щедроты Твои, Господи, умоляю величие благодати Твоей, спаси меня и даруй рабу Твоему прошения сердца его, из сокровищ милосердия Твоего, чтобы благодать Твоя, как поток, непрестанно струилась в сердце и устах у меня, раба Твоего, — чтобы сердце мое, по благодати Твоей, было чистым и нескверным храмом, приемлющим в себя небеснаго Царя, — чтобы перст благодати всегда приводил в движение язык мой, как струну на гуслях, к славе Твоей, Человеколюбец, — и я, непрестанно, все дни жизни моей, и сердцем и устами с любовию прославлял и благословлял Тебя.

Христе Спасителю! Даруй мне по прошению сердца моего, да уподобится язык мой сладкозвучной цевнице, чтоб, утешая, вразумляя и назидая, мог я хотя немного уплатить за многие доги мои и под кровом милости Твоей, спастися там, когда пред страшною славою Твоею вострепещет всякая душа.

Ей, Владыко, Сыне Божий единородный, услыши меня и прошение раба Твоего приими, как дар. Я — грешник, спасаемый благодатию. Тебе, спасающему грешника щедротами Своими, подобает всякая слава во веки.

110. СТЫД И СРАМ ОЖИДАЮТ НЕРАДИВЫХ, ПЛАЧ