ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Неизреченная сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским, да запретит ему, да приведет его в бездействие и да отгонит далеко прочь от меня, раба Твоего.

Каждый день обновляет он против меня козни свои, и спешит возобладать разслабленным умом и удалить меня от Тебя и от Божественных заповедей Твоих.

Но, Владыко, многомилостивый Господи, пошли вскоре силу Твою, и от меня, непотребнаго раба Твоего, отжени сего великаго змия со всеми лукавыми и срамными его помыслами, да буду чисто воспевать и славословить Тебя, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

25. ИЗБАВЬ ОТ НЕРАДЕНИЯ И ЛЕНОСТИ

(4, 13).

Безгрешный Агнец Божий, по свободному изволению Своему, крест претерпевший во плоти, закланный за спасение нас, грешных, и нетленно плотию вкусивший смерть, чтобы спасти падшее естество наше, — Премудрость и Сила Бога Отца. Сияние славы Его, непостижимый Иисусе, неизследованный Христе, Единый милосердый и человеколюбивый, на меня, грешнаго, излей великую Твою милость и благодитию Твоею отжени от меня всякое нерадение, леность и нетерпение, — чтобы, во второе пришествие Твое, не услышать и мне страшнаго обличения Твоего: “что потерпел ты ради Меня”?

В оный страшный и ужасный день скажешь Ты, Господи, нам, грешным: все вы хорошо знаете, что потерпел Я ради вас. Я, Бог, ради вас плоть принял; Я, невидимый, ради вас видимо обитал на земле, ради вас алкал, жаждал, утруждался: ради вас был гоним, побиваем камнями; Я, невинный, ради вас был заушаем и оплевываем: Я, безгрешный, ради вас потерпел позорную смерть, ради вас прободен в ребра копием, напоен оцтом, смешанным с желчию. Все это потерпел Я ради вас, чтоб вас сделать святыми и небесными; царство небесное даровал вам, всех вас наименовал братиями, ниспослал вам Духа Святаго. — Что же вы претерпели ради Меня, человеки?

Что скажу на сие я, окаянный, лукавый, грешный и скверный? — Мученики укажут на раны свои, на мучения, на отсечение членов и на терпение свое до конца. Подвижники укажут на свое подвижничество, на продолжительный пост, на бдения, на нестяжательность, на слезы и все другия злострадания. А я, ленивый и грешный, на что укажу, кроме постыдных плодов чревоугодия, сластолюбия, многоспания, любостяжания, нетерпения, тщеславия, нерадения?

Если потребуешь у меня, Господи, отчета в том времени, которое дано мне на покаяние, а мною проведено в нерадении, то какое дам оправдание? А если еще подвергнуть меня допросу за праздныя слова, за лукавыя помышления и пожелания, то какой страх, какое смятение обымет тогда меня, беднаго, и какое последует за тем мучение?

Пощади, Господи! Пощади, благоутробный! Пощади, человеколюбивый! Пощади, единый благий! Умилосердись и помилуй меня по единой благости Твоей. Укрепи душу мою, растлевшую от лености и нерадения моего, — Ты, возставляющий низверженных и врачующий сокрушенных!

Ты знаешь нерадивость окаянства моего, знаешь, сколько лукавых зломыслий воюет против меня, видиш многокозненную вражию злобу на меня. Заступи меня по великой милости Твоей, отрезви, возбуди, оживи и спаси благодатию Твоею, молитв ради Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и всех Святых.

26. ВСЯ НАДЕЖДА — ХРИСТОС. К НЕМУ ВЗЫВАЙ

(4, 260).

Ты, Господь всяческих, по милосердию Своему будь для меня пристанию спасения, прибежищем помощи и спаси меня.