ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Сети врага намазаны медом; увлекшийся сладостию меда запутывается в сети и исполняется всякой горечи.

Возлюби смирение, и никогда не впадешь в диавольскую сеть; потому что, воспаряя на быстрых крыльях его, всегда будешь выше вражеских сетей.

Гордыня подобна весьма высокому согнившему дереву, у котораго ломки все сучья; и если кто взберется на него, тотчас обрушится с высоты.

Блажен утучненный благими надеждами и озаренный благими помышлениями: слава его велика и нескончаема.

Будем стремиться к трезвенному вниманию, чтоб, видя свои прегрешения, постоянно нам смиряться и не воспитывать в себе, как змия, помысла самомнения или лукавства.

Возлюбим трезвение, чтоб иметь чистое сердце и чтобы вверенный нам храм сохранить неоскверненным от греховнаго растленя.

Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем втайне.

Кто молится умом с верою, тот зрит пред собою Господа; о Нем бо живем, движемся и есмы.

Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения и дал с горячностию сердца возноситься к Нему.

29. ИСПОВЕДАНИЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ, ГОСПОДЕ

(2, 85).

Тот, Кто от Бога, Бог Слово, от Отца единораднаго Сын, единосущный Отцу, Сущий от Сущаго, рожденный от Отца без матери прежде всех веков неизреченно — Сей самый в последок дней рождается от дщери человеческой, от Марии Девы без Отца, рождается Бог воплощенный, понесший на Себе заимствованную от Нея плоть, — соделавшись человеком, которым не был, и пребыв Богом, Которым был, чтобы спасти мир. — И Он есть Христос, Сын Божий, единородный от Отца, единородный от матери.

Одного и Того же исповедую совершенным Богом и совершенным человеком, — в двух естествах, ипостасно или лично соединенных, познаваемых нераздельно, неслиянно, неизменно, — Богом, облекшимся в плоть, одушевленную словесною и разумною душею, и соделавшимся нам подобным во всем, кроме греха.

Один и Тот же есть земный и небесный, временный и вечный, подначальный и безначальный, безлетный и подлежащий времени, созданный и несозданный, страдательный и безстрастный, Бог и человек, в том и другом совершенный. Один в два естества, и в двух Один.

30. ВОТ — ВОТ СМЕРТЬ. ОТРЕЗВИСЬ, ДУША

(1, 310).

Время жизни моей истрачено в суете и срамных помыслах. Даруй же мне, Господи, врачевство, чтобы вполне излечиться мне от сокровенных язв моих, и укрепи меня хотя один час усердно потрудиться в винограднике Твоем. Ибо время суетной жизни моей уже во единонадесятом часе.

Ладью с моею куплею управь заповедями Твоими, и мне, ничтожному купцу, даруй благоразумие продать свою куплю, пока есть еще время.

Время плавания приблизилось к концу; и будто слышится уже глас Судии ко мне, разсеянному: покажи теперь, ленивый, куплю, какую имел ты в продолжение своей жизни.

Час смертный устрашает меня, беднаго. Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет, вижу нерадение свое и леность, и цепенеют кости мои.

Час разлучения предстал очам моим, и я пришел в потрясающий страх, помыслив о нем. Вместо того, чтобы радоваться, еще более убоялся я; потому что при благодати не делал дел, достойных Бога.