ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Увы, душа моя! Зачем нерадишь ты о жизни своей! Зачем в разсеянии проводишь немногие дни ея? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что станешь отвечать в оправдание свое, представ престолу страшнаго Судии?

Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достояние твое; а ты и не разумеешь того.

Отрезвись же, войди в себя и молись к Богу со слезами, взывая к Нему с сердечною скорбию; даруй мне, Господи, возлюбить Тебя всею силою моею и усердно послужить Тебе исполнением св. заповедей Твоих, чтобы, когда придет час разлучения, нашел Ты меня готовою и с великою радостию ожидающею сретения Твоего, и ввел в царство Твое вечное, в сорадование со всеми Святыми, Тебе благоугодившими.

31. ДАЙ ПАМЯТЬ О ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ, ЧТОБ ДОСТОЙНО ПРИГОТОВИТЬСЯ К НЕЙ

(1, 313).

Спаси меня, долготерпеливый Господи! Спаси меня, Сыне Божий, безгрешный Христе! И даруй мне помышление о жизни вечной, чтоб, ничего не имея в сердце своем кроме сего помышления, всегда исполнять мне волю Твою, при содействующей мне, грешному, благодати Твоей, и охотно ходить в повелениях Твоих, с пользою употребив в дело нас, который дал мне Сам Ты, Небесный Царь, — и, на него совершив добрую куплю, сподобиться похвалы от Тебя, Владыко; и когда приидешь Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистаго сердца: блажен я, что пришел Ты, Владыко!

На брак Твой, Господи, облеки меня в достойное одеяние, которое да уготовит во мне еще здесь благодать Твоя. Сподоби меня возжечь тогда и светильник, который да дарует мне Твоя щедродательность.

Так, — с радостию изыду во сретение Тебя, прославляя и благословляя Тебя, в надежде быть сопричастником Праведных и Святых, от века Тебе благоугодивших.

32. ИЩЕШЬ МИЛОСТИ? БУДЬ САМ МИЛОСТИВ

(4, 268).

Оставляются долги тем, кто просит о помиловании. Но, смотри, не питай ненависти к братиям своим, когда просишь оставления долгов.

За дверьми остаются те молитвы, которыя, возносясь к Богу, не имеют при себе любви; потому что одна любовь отверзает двери молитве.

Если брат твой гневается на тебя, то гневается на тебя и Господь. И если примирился ты с братом своим долу, то примирился и с Господом горе. Если восприемлешь брата своего, то восприемлешь и Господа твоего.

Итак, примирись с Господом в лице оскорбленных, возвесели Его в лице опечаленных, посети Его в лице больных, напитай в лице алчущих.

В лице утомленнаго путника уготовь Ему мягкое ложе, омой ноги Его, посади на первом месте за трапезою своей, преломи хлеб свой и удели Ему, падай Ему и чашу свою.

Он оказал уже тебе большую любовь, раздробил для тебя тело Свое, и кровь Свою дал тебе в питие.

33. ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ ЗА ПРОЩЕНИЕ ОБИД

(3, 3).

Господь как бы так говорит всякой душе: прости согрешения брату твоему, и Я прощу тебе грехи твои. Ты простишь малыя ошибки, может быть, несколько оволов, или динария с три; а Я дарю тебе тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в дар; а Я грехи тебе оставляю и дарую исцеление и царствие.

И дар твой тогда приму, когда примиришься с тем, кто враждует на тебя. Когда не будешь иметь никакой вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми у тебя будет мир и любовь, — тогда и молитва твоя благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом благословен, и сам ты блажен.

А если не примиряешься с братом своим, то как же у Меня просишь прощения. Я, Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; ты же, раб, как дерзаешь приносить Мне молитву, или жертву, или начатки, имея на кого-нибудь вражду? — Как ты отвращаешь лице от брата своего, так и Я отвращу очи Мои от молитвы твоей и от дара твоего.