ПСАЛТИРЬ, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых

Очами сердца своего узрел я Господа, седящаго в великой славе; и (будто слышу, что) Он сказал душе моей: для чего ты, душа, возгнушалась небесным своим чертогом, который исполнен светом славы? Для чего ты возгнушалась благами, какия уготовал я Тебе во свете жизни? Для чего ты сделалась Мне чуждою, по непотребным делам и помыслам? Для чего ты не заботишься о том, как достойно предстать Мне в пришествие Мое? Для чего ты не держишь светильника своего наготове, в ожидании гласа: се Жених грядет, — чтоб изыти в сретение Меня с радостию? Для чего ты не стараешься приготовить на брак приличное одеяние. Для чего не готовишь себя так, чтобы войти с радостию во святый небесный чертог? Для чего не прилепляешься ко Мне, искупившему тебя от смерти?

Я вошел в общение со смертию, чтобы тебя уготовить Себе в невесту. В наследие тебе приготовил Я вечное царство. Все блага Мои тебе вручил, как Царь. Для тебя и человеком Я стал, желая искупить жизнь твою от тления. Тебе уготовал Я чертог на небесах и сделал, чтобы Ангелы руководили тебя в этот чертог, и ты вошла туда с радостию.

А ты отвратилась от Меня, жениха твоего, и от неизреченных благ, какия уготовал Я тебе.

Но кто вожделеннее Меня, Который всякую тварь спасаю щедротами Своими? Какой отец даст жизнь, как даю Я? — И ты оставила Меня, душа, возлюбив чуждаго и ненавистнаго.

Кто не придет в трепет и ужас от слов сих?

Кто не падет во стыде и, проливая слезы, не возопиет: зачем вышел я из матерней утробы — раздражать Святаго, Благаго и Милосердаго Бога?

Но, Господи, даруй нам отрезвиться от суеты, прийти в себя и возвратиться к Тебе, в коем едином все истинное благо наше.

59. СЛЕЗ РАДИ ОБРАТИ И ДАРУЙ ПРИНЕСТЬ ПЛОДЫ ПОКАЯНИЯ

(4, 364. 368).

Услышь, Владыко, плачь мой, и приими слова моления моего, какия грешник приносит Тебе, долготерпеливый и многомилостивый.

Не сотвори со мною по делам моим, не помяни великих беззаконий моих, какими преогорчевал я благодать Твою, всеблагий Владыко.

Благость Твоя терпела грехи юности моей, коих великое множество. Да потерпит она и еще моему непотребству, невниманию и беспечности.

Щедротами Твоими клялся Ты, Владыко Человеколюбче, что не хочешь смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Сими щедротами Твоими умолен буди и о мне, грешном, — умилосердись и ущедри меня.

Воззри, Христе Спасителю, на источники слез моих, на сокрушение и воздыхание недостойной души моей! Да приидет милость Твоя и покроет меня прежде, чем приидет страшное определение о смерти и застанет меня, неготоваго и смущеннаго.