Collected Works, Volume 1

Когда Ему было двенадцать лет от рождения, в праздник Пасхи, во Иерусалиме, сев в церкви посреди учителей, слушал их, и вопрошал, и все слышащие весьма удивлялись Его разуму и ответам, поскольку, хотя Отрок был мал возрастом, Премудрость Божия Ипостасная действовала в Нем и разум не человеческий, но Божественный в Нем показывался (Лк 2:47).

А когда пришел в возраст, и был тридцати лет, пришел на реку Иордан, к Иоанну Предтече, о котором прежде мы упомянули, и который тогда, выйдя из пустыни, крестил на реке той приходящих к нему людей. К нему и Сын Божий среди прочих пришел креститься. Иоанн Предтеча, узнав Духом Святым, что Он есть Тот Мессия, о Котором пророки предсказали, крестить Его отказывался, говоря: «Мне должно креститься от Тебя, а Ты ко мне идешь». Но Сын Божий сказал ему, чтобы не отказывался Его крестить. Послушав Сына Божия, как Господа раб, крестил Его, и голос с неба от Отца Небесного слышал, Сыну Божию говорящий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! – и Духа Святого, в виде голубя на пресвятую Его голову сшедшего, видел (Лк 3:22). И Христос крестился, не от скверны греховной омываясь – ибо Он Безгрешен, – но нас от грехов очищая, и водное естество освятил пречистой Своей Плотью. Крещение Христово празднуем 6 января.

После Крещения изведен был духом в пустыню, и сорок дней постился. Подражая Христу, святая Церковь содержит ежегодно пост Четыредесятницы, который всегда бывает перед праздником святой Пасхи. Христос, по исполнении сорокадневного поста, троекратно был искушаем дьяволом (Мф 4:12), являя то, что всякому, приступающему служить Господу, следует искушение. И победил искусителя, показывая нам образ, да и мы, взирая на Него, как на Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побежденного Им сатану силой и благодатью Его Божественной побеждаем.

По троекратном искушении, Христос, Сын Божий, когда услышал, что предан был Иоанн Предтеча, проповедовавший покаяние и крестивший приходящих людей, вышел на проповедь, и начал проповедовать Евангелие царствия Божия, говоря: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мф 4:17; Мк 1:14–15). Проповедуя Евангелие, Он собрал двенадцать учеников, которых назвал апостолами и которые всегда с Ним неотлучно были. С ними ходя с места на место, из города в город, поучал о спасении и царствии небесном, показывая путь к нему.

Приходящих грешников принимал, и властью Своею им грехи, как Бог, отпускал, всякие болезни и недуги исцелял, всякие чудеса творил: слепым – зрение, глухим – слух, хромым – хождение, немым – речь давал, мертвых воскрешал, прокаженных очищал и прочие вышеестественные чудеса, не так, как святые – молитвой, но силой Своего Божества, словом единым делал. И так люди, видевшие Его чудеса великие и слышавшие учение небесное и душеспасительное, вслед за Ним ходили в великом множестве, и куда бы Он ни приходил, люди, слышавшие о Нем, тотчас приходили к Нему, иные для исцеления больных, иные для слушания Его Божественного учения. 1де бы только ни услышали о Его приходе, приносили расслабленных и одержимых всякими недугами, – и всех исцелял словом.

Обо всем этом во святом Евангелии пространо написано. А в пустынях, когда хлеба не оставалось, многие тысячи чудесно насыщал, как-то: пять тысяч, не считая жен и детей, пятью хлебами (Мф 14:20–21), четыре тысячи семью хлебами напитал (Мк 8:9). Архиереи иудейские, книжники и фарисеи, видя, что много простых людей за Ним ходит, позавидовали Ему, и возымели на Него злобу, и хулили Его многократно всякими бесчестными словами (Ин 7:12, 20, 31–32). Все их хулы претерпевая, Сын Божий показывал им, что они грешат, ругая Его без Его вины, и устрашал их судом Божиим, чтобы в чувство пришли. Но они в своей злобе были неподвижны, даже убить Его неоднократно пытались, той же подучаемые злобой.

Так живя, или странствуя, на земле Сын Божий ученикам Своим сказывал, что надобно Ему идти в Иерусалим, и там пострадать много, умереть и в третий день воскреснуть (Мф 16:21; Мк 8:31).

А когда приближалось время страдания Его, о котором апостолам предсказывал, взял трех учеников избраннейших, а именно Петpa, Иакова и Иоанна, возвел их наверх горы Фаворской, где стал молиться, и Лицо Его, как солнце, просветилось, и ризы Его стали белы, как свет. Там явились два пророка, Моисей и Илия, и с Ним разговаривали. Потом слышали апостолы голос из облака, которое их тогда покрыло, так им о Христе говорящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Устрашившись этого голоса, апостолы пали ниц на землю (Мф 17:5–6; Лк 9:35).

Таким явлением Своей славы Христос показал ученикам, что Он то страдание, о котором предсказывал, волей Своей принимает, и чтобы, видя Его страждущим, не сомневались и не страшились. Показал и то, что такая по смерти в вечной жизни будет слава тем, которые в Него будут веровать и Ему следовать в терпении. Сие Христово Преображение празднуем 6 августа.

Когда же пришло время Христу страдать и умереть, Он, сев на ослицу, в Иерусалим поехал (Лк 19:35). Люди, услышав о пришествии Его, вышли навстречу Ему из города. Из них иные постилали ветви по пути, по которому Он ехал, иные полагали одежды свои, а иные держали ветви финиковых деревьев и восклицали: Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне (Мф 21:9)! И когда вошел Сын Божий с такой славой в город Иерусалим, книжники, фарисеи и архиереи иудейские, которые, как сказано, завидовали и злобились на Него, тогда на еще большую зависть и злобу подвиглись. Поэтому как прежде, так особенно тогда искали, как бы Его погубить, но ради простого народа не могли этого явно учинить, поскольку все к Нему стремились, Его почитали, прославляли, слушая Его спасительное учение.

Тогда один из двенадцати учеников, Иуда, именем Искариотский, сатаной подстрекаемый, за тридцать серебренников тайно предал Его им, и, взяв с собой несколько слуг архиерейских, в ночь с четверга на пятницу со свечами пришел в сад к Сыну Божию, когда Он молился, и Христос Сам Себя им в руки отдал (Мф 26:50; Мк 14:46), потому что пришло Ему время умереть, от Отца Небесного определенное.

Слуги архиерейские взяли Христа и, связав, повели во двор архиерейский, где собрались книжники и фарисеи. Апостолы тогда все разбежались. Святой апостол Петр издалека шел за Ним, а как во двор тот пришел, узнали его слуги архиерейские, что он со Христом был. Тогда Петр трижды от Христа отрекся, а потом, выйдя из двора, сильно плакал оттого, что отвергся Христа, и ради этих слез и опять в лик апостольский принят был Христом, Сыном Божиим. Иисуса же, Спасителя нашего, по-разному в ту ночь мучили во дворе архиерейском, и всякие бесчестия, насмешки и хулы показывали (Ин 18:12,22, 30; 19:2-6,16). А как настал день, то есть пятница, у Пилата, бывшего тогда в Иерусалиме правителем, испросили с великим упорством на Кресте распять (Мф 27:26; Мк 15:15; Лк 23:25).

И так по принятии многих бесчестий, насмеяний, хулений, ран, Он на Кресте нагим между двумя разбойниками был повешен (Ин 19:18). В шестом часу дня, и от этого шестого часа до девятого была тьма по всей земле. В девятом же часу, вися на Кресте, Сын Божий, умер. И тогда завеса церковная разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, земля потряслась, камни распались, и гробы отверзлися, и многих усопших святых тела восстали (Мф 27:50–52; Мк 15:37–38), и страх великий на всех напал. Поэтому к вечеру снят с Креста Умерший, и погребен в новом гробу. В третий день из мертвых воскрес силой Своего Божества, и неоднократно являлся Своим ученикам, поучая их о царствии Божием (Мф 28:16-20; Лк 24:13, 34-36, 44; Мк 14:12, 14; Ин 20:19-25; Деян 1:3).

А перед тем, как вознестись на небо, послал их на проповедь во всю вселенную, но прежде приказал им ждать в Иерусалиме сошествия Святого Духа, а до этого никуда не отлучаться из Иерусалима. И так их наставив, пред ними вознесся на небо от горы Елионской со славой. И сел одесную Бога Отца (Лк 24:49-51; Мк 16:19; Деян 1:4, 9). В день же пятидесятый после Воскресения Его снизошел Дух Святой в виде огненных языков на всех апостолов, тогда в одном доме собравшихся (Деян 2:1–4). Укрепившись Им, они по всему миру разошлись, и идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, пришествие Сьша Божия в мир, страдание, смерть и Воскресение проповедали и так научили всех, как их самих научил Христос, и Дух Святой, в них живущий, тогда наставлял. Это учение святая Церковь и доныне содержит, и этим наставлением спасается.