Collected Works, Volume 1

Плоть хочет гордиться, величаться, дух же хочет смиренномудрствовать.

Плоть хочет в славе и чести быть, дух же все это считает сором.

Плоть хочет в богатстве быть, дух же в нищете.

Плоть хочет успокаиваться, а дух – бодрствовать, трудиться.

Плоть хочет праздновать, пьянствовать, веселиться, а дух – воздерживаться, поститься, о грехах сетовать.

Плоть хочет врагу своему мстить, а дух – любить врагов, делать добро ненавидящим, благословлять проклинающих.

Плоть хочет самой себе угождать, а дух – ближнему во благо.

Плоть хочет чужое похищать, а дух и свое раздавать.

Плоть хочет во всем воле своей следовать, а дух воле Божией.

Итак, между плотью и духом – непрестанная брань. А от этих желаний противоположных двоякое восстает мудрование, или действие, плотское и духовное. Плотское мудрование – это когда мудрствуется или делается то, что плоть хочет. А духовное мудрование – когда мудрствуется то, что дух хочет. А кто что мудрствует, таковым и человеком называется. Кто по-плотски мудрствует, плотским человеком называется и таковой и есть, кто по-духовному – духовным. Или, проще сказать, кто плоть слушает и ей повинуется, тот плотской человек, а кто духу следует, и плоть покоряет духу, тот духовный.

Но как плоть и дух противоположны между собой, так плотского и духовного человека действия совсем не похожи, даже противоположны.

Плотского человека весь ум и замыслы направлены только к приобретению временного, а духовный всегда стремится к вечному.

Плотский человек звание свое проходит для одной своей временной прибыли, а духовный трудится к расширению славы Божией и пользы ближнего.

Плотский человек, если сделает что, достойное похвалы, в этом веке награды ищет, а духовный в будущем веке от Бога чает воздаяния за добродетель.

Плотский человек хотя и делает что похвальное, но то делает ради тщеславия и приобретения суетной славы, а духовный все намерения простирает во славу Божию и в надежду жизни вечной.

Плотский человек против всех гордится, возносится, ему никто не равен, выше всех себя ставит, всех презирает, а духовный пред Богом и людьми смиряется.

Плотский человек не терпит презрения, а духовный с охотой это принимает.

Плотский человек хулящего хулит, укоряющего укоряет, злословящего злословит, ненавидящего ненавидит, а духовный, будучи хулим, утешается, будучи гоним, терпит, проклинающего благословляет, добро творит ненавидящему (1 Кор 4:12–13; Мф 5:44).

Плотский человек не любит и ближнего, а духовный и от врагов своей любви не отъемлет.

Плотский человек памятозлобствует и за малую обиду ищет отмщения, а духовный и за отнимающих жизнь молится: «Господи, не постави им греха сего».

Плотский человек коварно, лестно, хитро со всяким поступает, а духовный ко всем простосердечен.