Collected Works, Volume 1

Плотский человек чужое грабит, похищает, крадет, а духовный и от своего уделяет требующим.

Плотский человек непримирим, а духовный и с ненавидящими мир бывает мирен (Пс 119:6).

Плотский человек склонностям и вожделениям нечистым следует, а духовный чистоте и целомудрию прилежит.

Плотский человек разум свой употребляет всегда на свою корысть или на разорение ближнего, а духовный все свое старание полагает на созидание братии своей. И потому плотской человек для общества вреден, а духовный полезен.

Плотский человек всякий грех за ничто ставит, а духовный от всякого и малейшего греха бежит, как от лица змеиного.

Плотский человек надежду свою полагает на честь, богатство, на силу свою, на своих патронов, а духовный упование свое возлагает на помощь Вышнего и милостивый Промысл Творца своего.

Плотский человек очень опасается лишиться чести, богатства и изгнанным быть, а духовный на все это с охотой или великодушием готовым себя показывает.

Плотский человек не хочет с этим светом расстаться, а духовный с радостью желает разрешиться от телесных уз.

Итак, мудрование плотского человека – гордость и кичение, духовного же – смиренномудрие.

Плотского – сластолюбие, невоздержание, духовного же – трезвость, воздержание.

Плотского – сребролюбие, духовного – нищелюбие.

Плотского – блуд, нечистота, духовного – целомудрие, чистота.

Плотского – роптание и злословие, духовного – терпение и молчание.

Плотского – вражда и ссора, духовного – мир и тишина.

Плотского – злоба и мщение, духовного – кротость и непамятозлобие.

Плотского – леность, духовного – трудолюбие.

Плотского – лесть, коварство, обман, духовного – простота и чистосердечие.

Плотского – грабительство, хищение, воровство, духовного же – щедролюбие, подаяние.

Плотского – попечение о суетном, духовного – о вечном.

У плотского дело, слово и помышление есть грех: делом грешит, словом грешит и помышлением грешит, у духовного в деле добродетель, в слове добродетель и в помышлении добродетель.

Словом сказать, плотский человек природной злобой превосходит всех скотов и зверей. Он хитрее лиса, немилостивее волка, горделивее павлина, прожорливее свиньи, ядовитее ехидны, лютее медведя. Какие пороки и злонравие есть во всех зверях или скотах, те почти все в каждом плотском человеке находятся. Так плотский человек зол, так вне и внутри растлен. Ибо все члены его – оружие неправды: разум употребляет для прельщения, тело для гордости и нечистоты, язык для хулы и злоречия, очи для видения неподобного, уши для слушанию клеветы, осуждения, скверных песен и басен, руки для воровства.