Collected Works, Volume 1
Я вашему благочестивому собранию о двух обязанностях, то есть об обязанности к Богу и об обязанности к ближнему, краткую предложу беседу, которая в следующих состоит пунктах:
1) Что мы Богу, Создателю своему, воздавать должны, и кто против обязанности этой грешит.
2) Что должны мы воздавать ближнему своему, то есть всякому человеку, и кто противится этой обязанности.
3) Как плохо делает тот, который сих обязанностей не выполняет.
Материя сия сама по себе требует внимания. Послушайте же со вниманием и рассуждением, и в памяти своей затвердите, да и детям своим и домашним объявить не премините. Да даст Господь вам разум о всем, и волю, последующую разуму.
Обязанность к Богу описывается в первых четырех заповедях, согласно которым должно исполнять следующее.
Во-первых, обязанность эта требует, чтобы мы сердцем признавали и устами исповедовали, что един только есть Бог, Безначальный, Бесконечный, Бессмертный, Всемогущий, Всеведущий, Преблагий, все совершенства имеющий и о всех промышляющий.
Против этой обязанности грешат:
1) Безбожники, которые никакого Бога не признают.
2) Те, которые, хотя и признают Бога, да делами своими отметаются от Него. Устами исповедуют Бога, но сердцем отрицаются, о каковых псаломник говорит: Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога» (Пс 13:1).
3) Многобожники, которые многих богов почитают, как например, язычники.
4) Не признающие Божия Промысла о создании.
5) Волхвы, чародеи, заклинатели, шептуны, заговорщики и те, кто их к себе призывает и от них помощи ищет.
6) Суеверы, которые по некоторым вещам или лицам ищут бездельные приметы, или некую силу им приписывают, и прочие им подобные.
Во-вторых, обязанность эта требует, чтобы мы всему верили, что Бог нам открыл в своем Святом Писании, ибо верен Господь во всех словах Своих (Пс 144:13).
Грешат против обязанности этой те, которые или не верят Святому Писанию, или испытывают непостижимые Божие тайны, и с иудеями повторяют сие слово: Как это может быть (Ин 7:15; 3:9), ибо явственнейший признак неверия – о Боге вопрошать: «Как?» – так сказал некто из Святых Отцов.
В-третьих, обязанность эта требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде перед Ним, как Вездесущим и нам везде соприсутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру того, как, стоя перед земным Монархом, показываем себя. Это требует от нас, чтобы мы ничего противного воли Его не делали, ничего, не только худого, но и праздного не говорили, и в уме ничего бы богопротивного не помышляли, ибо Бог и в ум наш проникает, и сердца, и утробы наши испытывает, и имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях, поминали.
Против этой обязанности грешат, и потому страха и почтения Богу не воздают:
1) которые или тайно, или явно заповедей Его нарушать не боятся, и всякие безобразия делают;
2) которые бесчинно кощунствуют, смех и крики издают, песни неподобные поют, на кулачные бои собираются и друг с другом безумно и беззаконно сражаются;
3) которые сквернословят и празднословят;