Collected Works, Volume 1

В-шестых, обязанность эта требует, чтобы мы имя Его святое, подражая небесным Силам, славословили и за все Его благодеяния усердно благодарили, и для того в церковь на славословие, особенно в праздничные дни, собирались бы.

Итак, грешат против обязанности этой те, которые, оставив это благочестивое дело, или на охоту отъезжают, или в карты дома играют, или в кабаках шумят и бесчинствуют, или иным чем житейским забавляются, или работают, не заботясь о славословии Божием. Весьма грешат против этой обязанности те помещики и прочие, которые своих крестьян в праздничные дни принуждают работать, или в прочие дни так их работами своими обременяют, что не удается им даже собственных своих работ в простые дни выполнить и потому вынуждены, бедные, в праздничные дни работать, и так себе и домашним необходимое искать.

Все эти и вышеперечисленные, так как Создателю своему должного не воздают, грешат против величества Его. И сие я сказал вам о том, что первого пункта касается, то есть об обязанностях к Богу.

Второй пункт.

Что касается обязанности, которую мы по отношению друг ко другу исполнять должны, то ее Христос в святом Своем Евангелии в следующих словах изъяснил: И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк 6:31). То есть чего хотим себе от ближних наших, то и им должны делать, а чего не хотим себе от них, того не должны и им делать. Хотим, чтобы они нас любили, и мы должны их любить. Не хотим, чтобы они нас обижали, не должны и сами их обижать. В этом все шесть заповедей Божиих о любви к ближнему сказаны.

Так, например, хочешь ты, чтобы тебя, в силу пятой заповеди, дети твои почитали, должен и ты сам своих родителей почитать. А если не почитаешь отца и матери твоей, уже не исполняешь долга своего, и грешишь против пятой заповеди. И так подлежишь страшному суду Божию, которым к смерти Он таковых приговорил, говоря: Тот, кто злословит отца или мать, смертью да умрет (Исх 21:16). А под именем отца не только отец по естеству, но и всякая власть духовная и светская разумеется, как-то: Монархи, пастыри, проповедники, градоначальники, судии и прочие, об общественном деле пекущиеся. И если их не почитаешь, грешишь против обязанности своей и пятую заповедь нарушаешь.

Не хочешь, чтобы кто-нибудь тебе каким-нибудь образом повредил, или умертвил, или был причиной смерти, что бывает или через совет, или через повеление, или через лишение здоровья каким-нибудь способом, не должно и тебе того делать ближнему твоему. А если на то дерзаешь, грешишь против обязанности твоей.

Не хочешь, чтобы ближний твой беззаконно касался ложа твоего, берегись и сам чужое осквернять ложе, и всякой касаться нечистоты, а иначе явишься преступником закона, и подпадешь суду Божию. Не хочешь, чтобы кто у тебя украл что, или насильно что отнял, или каким прелестным способом выманил, или твою потерянную вещь, найдя, утаил, или в товаре или в купле обманул, то есть худую вещь за хорошую, или дешевую за дорогую продал, или иной какой обман учинил, и тем бы тебя обидел, берегись же и сам ближнему своему такое являть неистовство.

Не хочешь, чтобы на тебя кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебя в чем осмеивал, не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложные клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно. Не хочешь, чтобы ближний твой не только не наносил обиды самым делом, но и не хотел наносить, не имей же и сам злой воли и похотения неправедного, поскольку не только злое дело, но и похотение злое запрещаются десятой заповедью, которая гласит: Не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни вола его, ни всего, что принадлежит ближнему твоему (Исх 20:17), ибо от похотения злого и дело злое бывает.

Я вам рассказал о долге к ближнему! Теперь приступим мы к третьей части, и увидим, как человек худо делает и тяжко грешит, когда этих обязанностей не исполняет. Во-первых, это касается преступления обязанности к Богу.

Бог есть Господь всех и Царь неба и земли, всеми владеющий, Который весь мир в руке Своей держит, и страшен зело, так что все создания Ему со страхом и трепетом служат. Ангелы и все небесные Силы славы Его трепещут, и волю Его со всяким страхом исполняют. Человек, когда воли Его не хочет творить, противится повелению Его, то тем себя показывает ослушником и преслушником такого страшного Господа и Царя, почему вся тварь и все Ангелы святые негодуют на него, ревнуя о славе Создателя своего и Господа.

Бог Праведен, и воздает каждому по делам его. Он и Ангелов согрешивших не пощадил. Он праотца Адама за преступление заповеди из рая со всем родом изринул. Он потоп на весь мир за грехи навел. Он на Содом и Гоморру с окрестными городами за беззаконие горящую смолу и серу послал дождем. Он и ныне за грехи всякие наказания посылает, как-то: моровые язвы, нашествие иноплеменников, трясение земли, ненастья, засухи, неурожаи хлеба, и прочее. А человек, когда не боится повеления Его преступать, и тем Его прогневлять, ведая Его праведный суд и мстительную руку, показывает крайнее свое бесстрашие и неистовство ужасное.

Бог человека весьма любит, так что ради него и Сына Своего в мир послал, как свидетельствует Сам Единородный Сын Божий, говоря: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). А когда человек разоряет заповедь Божию, и, разоряя, прогневляет Его, тогда не имеет любви к Богу, и не воздает любовью за любовь, в чем показывается крайняя человеческая неправда и бесстыдство, так как, когда любящих нас не любим, то не воздаем им должного, то есть любви за любовь, и тем самым делаем неправду. Правда же требует того, чтобы всякому воздавать должное. Отдавайте всякому должное.

Бог есть высочайший наш Благодетель. Все, какое ни имеет человек добро, имеет от Бога. Что на свете живет, от Бога имеет. Что чувствует, то от Бога имеет. Что словесной душой, благородным разумом одарен, то от Бога имеет. Весь мир, все создания Божиим повелением человеку служат. Все украшения небесные, солнце, луна, звезды Божиим повелением человеку служат. Воздух и все парящие в нем Божиим повелением человеку служат. Моря, озера, реки и в них живущие рыбы, Божиим повелением человеку служат. Земля и вся что на ней, различный скот, звери, многочисленные деревья, разные роды трав, Божиим повелением человеку служат. Сверх того, Бог долготерпит согрешающего человека, и, будучи преклоняем крайним милосердием, ожидает от него покаяния. Над всеми падшего человека чудным образом так восставил, погибшего спас, что такое Божие неизреченное благодеяние и сами Ангелы восхваляют: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2:14)!