Collected Works, Volume 1

Второе. Бог человеку делает всякое добро и благодеяние, как выше сказано, а обижающий ближнего, делает ему зло и наносит всякий вред. То есть что Бог созидает, то он разоряет, поэтому является Божиим противником.

Третье. Когда человек ближнему своему показывает озлобление, в том бывает сообщником дьяволу, который всякие пакости делает человеку. И так с сатаной сообщаясь, вооружается против человека.

Четвертое. Обижающий ближнего наносит обиду и Самому Богу, так как каждый господин считает своей ту обиду, которую причинили его рабу. Каждый же человек есть раб Божий, и его обиду, как раба Своего, Себе вменяет Бог, как Господь его. Поэтому отмщением грозит обижающим: Мне отмщение, Я воздам, – говорит Господь (Рим 12:19).

Пятое. Человек образ Божий на себе носит, как созданный по образу Божию. Такое драгоценное, такое высоко почтенное, такое удивительное, такое изящное создание Божие – человек. Такая любимая и превосходная Вышнего тварь человек, о котором Триипостасный Бог, созидая, так сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт 1:26). Ему все Свои создания в услужение отдал Творец, и поставил его над делом рук Своих. Разве не беззаконное дело – бесчестить того, кого Сам Бог почтил такой честью?

Шестое. За человека Христос, Сын Божий, драгоценнейшую Свою Кровь пролил. Ты ли, о окаянный (обижающему говорю), ты ли ненавидишь того, которого Сам Бог так возлюбил?

Ты ли уничтожаешь и дешево ставишь того, за кого великая цена заплачена? Сын Божий за него Кровь Свою пролил!

Ты ли гонишь того, кого Сам Бог принимает?

Ты ли гнушаешься тем, кем Сам Бог утешается?

Ты ли разоряешь того, кого Сам Бог созидает?

Ты ли злословишь того, кого Сам Бог благословляет?

Ты ли осуждаешь того, кого Сам Бог оправдает?

Ты ли оскорбляешь и заставляешь проливать слезы того, кого Сам Бог утешает?

Ты ли отнимаешь жизнь у того, за которого Бог Сына Своего Единородного не только не пощадил, но и на смерть предал?

Ты ли лишаешь пищи того, кому Христос Тело Свое в снедь подает?

Ты ли совлекаешь одежду с того, которого Сам Бог бессмертной одевает одеждою, славою и честию венчает?

О, дерзновение! О, неистовство! О, бесстыдство! О, крайнее ослепление!

К этому приложу еще и седьмое: что человек-христианин есть сын Божий по благодати, Кровью Единородного Сына Божия усыновленный. Как же досадно Богу, когда сына Его гонят, ругают, лишают чего, бесчестя, обнажают!

Вот я вам, слушатели, по силе своей показал, в чем состоит обязанность к Богу и ближнему и как тяжко мы грешим, когда этих обязанностей не исполняем. Впрочем, всякому брату о Христе здравый совет даю: если хочешь обязанности эти исполнять, так поступай: помышляй всегда о вездесущем величестве Божием, и с тобой присутствующее; помышляй о всевидящем Его Оке, все твои дела, слова и помышления проницающем; рассуждай со страхом и трепетом о праведном и неизбежном Суде Его; помни высочайшую Его любовь и неисчислимые Его благодеяния. И так в исполнении обязанностей к Нему будешь благоуспешен.

А о должности к ближнему затверди и всегда памятуй такое правило: чего не хочешь себе, того и другому не делай, и чего хочешь себе, то и другому делай. Об этом весь закон учит. И если злоба вкорененная отвлекает тебя от обязанности этой и не хочешь любить ближнего твоего, как человека и как своего брата, то хотя бы потому люби, что он есть раб Преблагого Бога и твоего Благодетеля, Который столько тебя любит и жалует. Потому люби, что он образом Божиим почтен, что за него Христос Свою Кровь пролил. Если он сам недостоин твоей любви, по твоему мнению, то достоин Бог, Которого он раб и Которого образ на себе носит, достоин Христос, Который Кровь Свою за него пролил. Итак, если не любишь как человека, то хотя бы люби его как раба Божия, как по образу Божию созданного, как Кровью Сына Божия искупленного, как христианина, как единой с тобой верой просвещенного, как единым Крещением омытого, как одной и той же Церкви сына. Аминь.

Слово на освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла, что на Акатове, в Воронеже [120]