Collected Works, Volume 1

Царица южная, по свидетельству Писания, пришла от пределов земли послушать премудрость Соломонову (Мф 12:42; 3 Цар 10:1– 8). Здесь, в храме Господнем, проповедуется не Соломонова премудрость, но премудрость Божия. Христос, – говорю я с апостолом Павлом, – есть Божия Сила и Божия Премудрость (1 Кор 1:24).

Одни надменны гордостью, другие ослеплены корыстью, третьи побеждены роскошью, четвертые утопают в лености, другие другими страстями одержимы; а в дом Божий на молитву и проповедь слова Божия о сколь немногие собираются!»

Бог определил человеку шесть дней работать для исполнения собственных надобностей, и за эти шесть дней посылал Бог, как манну, прибыток и счастье в трудах наших. А седьмой день, то есть воскресный, освящен ради службы Самому Богу и прославления имени Его святого. Но многие имеют столь холодную любовь к Богу, создавшему и возлюбившему их, в такое бесстрашие перед Создателем своим приходят, что не только один день, но и один час в день тот послужить Богу, Создателю своему, в законе Его поучиться, спасительного слова Его послушать, ленятся, пренебрегают этим.

Я думаю, что если бы здесь преподавалось учение, каким образом тленное богатство собрать, временную честь и достоинство получить, в такую школу учиться не только бы сами родители приходили, но и детей своих приводили бы. А слушать того проповедника, который учит собирать сокровище нетленное на небе, который показывает путь к вечному блаженству, не только детей своих не приводят, но и сами отцы и матери не ходят.

Нужным и великим считают слушать, как сделать прибыль своего купечества, как оказать услугу какому-либо господину. А о том, как Богу угодить, как спасение души получить, как жизни вечной не потерять, как избежать вечной геенской муки, – о том менее всего помышляют! Не заблуждение ли это? Не крайняя ли слепота? Ищут тленное, а презирают нетленное! Ищут смертное, а презирают бессмертное!.. Ищут земное, а презирают небесное!.. Наверное, у таких людей или глубокий сон греховный, или крайнее прилежание к мирским вещам, от которых ни на один час освободиться не хотят.

Но знай, друг, что богатство мира сего, как поток реки, утечет; слава суетная, как дым, исчезнет; честь и достоинство, как полевой цветок, увянет вскоре. Только слышание слова Божия есть та благая часть, которая, по слову Самой Предвечной Правды, Спасителя нашего, никогда не отнимется (Лк 10:42). Мало кто ищет Его, но почти все самопроизвольно неоцененного бисера сего, неотъемлемого этого сокровища, сами себя делают недостойными.

О, учителя! О, проповедники слова Божия! Как несчастны вы в нашем веке! Сколь мало имеете слушающих вас! Чтобы немецкому, французскому и другим иностранным языкам обучиться, многие ни состояния не жалеют, ни денег, ни труда. А проповедники даром, без цены и серебра учат закону Божию, объявляют волю Отца Небесного, проповедуют слово Божие, которое наставляет, чтобы совершенно знали, во что верить, да и жизнь проводить подобную тому, чему веруется.

Но никто не слушает их! Улицы везде людьми наполнены, на торжище бесчисленное народа собрание, между лавками премногое людей множество, везде в компаниях довольно много собирается людей. Только на проповеди в храме Божием мало кто есть! Поэтому у таких христиан, которые удаляются от слушания проповеди, как вера, так и житие одинаковые. Вера от слышания, – по словам апостола, – а слышание от слова Божия (Рим 10:17). Где же найти ее? Где сообразные ее плоды? Где простота христианская? Где братолюбие, которого Христос от нас требует? Где кротость, где милосердие, где благость, где воздержание и прочее? И следов не видно! Напротив же того, отчего разбой, отчего хищение, отчего взятки, отчего кражи, отчего клятвопреступления, отчего прелюбодеяние и любодеяние, отчего клевета, осуждение, отчего пьянство и невоздержание, отчего лесть, обман и прочие им подобные беззакония, если не оттого, что закон Божий в крайнем находится незнании и презрении?

Все стараются Монаршие указы знать и их исполнять, так как за преступление всякому предстоит видимая казнь, а Божии указы, за преступление которых вечная предстоит казнь, мало кто старается знать и по ним поступать. Как это дело жалостно и страшно, сами вы рассуждайте! Я ничего не говорю об этом, а только удивляюсь неизреченному Божию милосердию и долготерпению. И при том признаюсь и подтверждаю, что благость Его всех нас на покаяние ожидает, если достойной за то преступление не посылает казни.

Но, может быть, кому-то не нравится проповедник, что не красиво говорит? Тому говорю я, что повеление Божие к проповедникам не в том состоит, чтобы они проповедью своею забавляли и увеселяли своих слушателей, но чтобы приносили пользу и врачевали их греховные раны.

Так в чем же состоит причина, которая удерживает многих от слушания слова Божия? В том, слушатели, нахожу я, что души их в плохом находятся состоянии. Ибо как когда желудок не принимает пищи, без сомнения заключаем, что он нездоров и требует лечения и исцеления, так, когда кто-то не хочет слушать слова Божия, которое есть пища душевная, – это известный знак того, что душа его расслабленна, разболелась и требует лечения и целительного пластыря. А знаете ли вы, слушатели, сколь драгоценная вещь – душа наша? За нее Единородный Сын Божий неоцененную Кровь Свою пролил. Вот как она дорога!

Показал бы я вам, слушатели, самый тот способ, как слово Божие питает души наши; объявил бы, как оно людей всякого чина в своей должности сохраняет, как в начальствующих насаждает правосудие, в подчиненных верность, как богатых поощряет к щедролюбию и подаянию милостыни, убогих – к терпению и великодушию, как родителей учит промышлять о чадах, чад – почитать и повиноваться родителям, как молодых в вере укрепляет, старых в надежде веселит, и во всех любовь к Богу и любовь к ближнему насаждает, растит, умножает.

Но кто хочет знать это, не ленись приходить в означенное время, и услышишь, и самую суть познаешь. Везде распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде встречают соблазны: соблазны в домах, соблазны на улицах, соблазны на распутьях, соблазны на путях. А глаза и уши, как двери некие, которыми всякое зло в храмину сердечную ударяет. Мир со своими прелестями вооружается; супостат дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр 5:8); плоть со страстями и похотями непрестанно восстает на душу. Ныне гордость, потом сребролюбие, то гнев, то ярость, то пьянство, то блуд и прелюбодеяние, то леность и уныние, то злоба и месть и прочие душевные враги поднимаются. Против этих врагов надобно непрестанно христианину бороться даже до кончины жизни своей.

А как бороться, не имея оружия? Но как враги эти духовные, то есть против духа воюющие, так и оружие, которым они побеждаются, должно быть духовным. А это духовное оружие слово Божие показывает. Оно наставляет нас, как стоять против духов злобы поднебесных, как против плоти страстной подвизаться, как уклоняться от прелестей мира и соблазнов. Дивлюсь я премного тому, если кто посреди столь многих соблазнов, столь многих козней диавольских, христианское проводит житие, а в законе Божием не поучается. Да и едва ли такое может быть. Ибо как можно исполнять волю Божию можно, если ее не знать? И как знать, если слова Божия не слушать, в котором она открывается?