Collected Works, Volume 1

3) Стоя в церкви, по сторонам не озирайся и, как кто стоит или молится, не смотри, да с фарисеем не осудишься, потому что пришел ты не судить, а у Бога Судии и Сердцеведца милости просить. Но взирай с умилением к единому алтарю, где Святая Жертва приносится, и, мытарю подражая, о своих грехах помолись милостивому Богу, говоря: Боже! Милостив буди мне, грешному (Лк 18:13).

4) Смеха, разговоров, крайне берегись, потому что тот, кто, в церкви стоя, смеется или разговаривает, не только не умилостивляет Бога, но и весьма раздражает, ибо не воздает чести святому месту и других соблазняет и мешает другим молиться. Слушай прилежно чтение и пение и от того умиляйся. Если же мысль твоя отвлекает ум твой или к дому твоему, или к иным мирским вещам, всячески старайся ум свой обратить и призывать к слушанию пения, славословия Божия, псалмов и молитв читаемых, тогда с пользой из церкви выйдешь.

5) Приходя в церковь, видишь гробы братии твоей, и потому помяни, и ты в те же недра земли вселишься и земля, которую сейчас топчешь ногами, покроет твое лицо. И потому воздохни к Богу о преставившихся, да помилует их. Это не только им, но и тебе будет полезно. Ибо к ближним любовь показываешь и, видя, что они умерли, подумай и о своей смерти, да так усерднее Богу помолишься.

6) О том что слышал в церкви прочитанное или проповеданное, в доме своем рассуждай и старайся так исполнять, да не в большее осуждение будет тебе слышанное слово Божие и не сотворенное. Ибо блаженны, – сказано, – слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк 11:28). Да и домашних своих, и детей к тому же наставляй и учи, да не будешь из-за них от Бога истязай.

Так, в церковь входя и молясь, с пользой выходить будешь, и житие свое добре устроишь, и желаемого вечного блаженства сподобишься, благодатью Господа Бога нашего Иисуса Христа. Аминь.

Краткое увещание о том, что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти держать должно

1. Всякий при святом Крещении через отца и мать крестную отрекся от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его и это запечатлел троекратным отрицанием. Сатана – дух лукавый, всегда и всячески ищущий погибели человеческой. Ангелы его – также духи злые, роду нашему враждебные. Дела его – дела злые, и Богу весьма ненавистные, то есть идолослужение, чародеяние, волхвование, гордость, высокоумие, памятозлобие, зависть, вражда, объедение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякие нечистоты, сребролюбие, разбои, хищения, воровство, сквернословие, буесловие, песни скверные и все, что противится здравому разуму. Служит сатане тот, кто в этих и тому подобных делах волю его злую исполняет. Итак, внимай, возлюбленный, что ты от всего этого при Крещении отрекся троекратно, и на все это поплевал, берегись же к этому возвращаться!

2. Отрекшись от сатаны, ты троекратно же обещался служить Христу, Сыну Божию, со Отцом и Святым Его Духом. И так ты при Крещении в службу Христу записался и присягнул так, как воины и прочие земному Царю в службу записываются и присягают. Должно же Ему служить верно, даже до смерти. А как служить Христу? Послушай: веру в Него иметь, и с верой жизнь свою в страхе Божием благочестиво проводить, и на Него, как на Начальника и Царя всех, по возможности быть похожим.

3. Для исполнения должности христианской полезно следующее в памяти держать:

а) вездеприсутствие Божие, так как Бог есть везде, и все наше не только дело и слово, но и помышление знает дотонка;

б) о житии и вольном страдании Христовом рассуждать, о том, что Он для человека на земле странствовал, и весьма страшные страдания претерпеть изволил;

в) помнить последние четыре: первое – смерть, для всех неминуемую, и различным образом похищающую; второе – Суд Страшный, где за слово, дело и помышление злое ответ воздадим; третье – ад, или муку вечную, конца не имеющую, грешников ожидающую; четвертое – царствие небесное, верным, свято жизнь проводящим, уготованное.

Это, по должности своей, всякому о Христе из братии предлагаю, и увещеваю каждого в своей памяти всегда содержать, и домашних своих этим увещанием почаще подкреплять, а особенно внушать малым детям, чтобы они знали и помнили свое обещание, и с малых лет приучались к благочестию. Ибо от воспитания все житие зависит, и родители, в страхе Господнем детей своих не воспитывающие, Божиего наказания не избегнут.