Collected Works, Volume 1

XI. От плохого воспитания все наоборот следует:

1) злое и развращенное житие;

2) родителям скорбь и печаль о злом состоянии своих детей;

3) тщетные и напрасно прилагаемые труды об исправлении развратившихся детей своих, так как весьма трудно исторгается вкорененное зло. Если переменит эфиоп кожу свою и рысь пестроту свою, и вы можете благотворить, научившись злу, – говорит Господь через пророка Иеремию (Иер 13:23).

4) Слабая надежда на их спасение, но скорее явная погибель;

5) такое же же злонравие можно ожидать и во внуках, потому что злой отец не может научить сына добру;

6) родителей ждет тоска, скука, страх, оттого, что могут быть спрошены Богом за худое воспитание своих детей, которых не наказывали, а может быть, злым примером и соблазняли;

7) бесчестие и укоризна всему роду;

8) Отечеству явный и великий вред.

От плохого воспитания следует воровство, убийства, хищения, разбои, блудодеяния, прелюбодеяния, насилия, обиды, ссоры, драки, обманы, измены, клятвопреступления, бунты и прочее бесчисленное зло.

Глава 2.

Об обязанностях детей к своим родителям

Обязанность детей к родителям состоит в следующем:

I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 12:20). Почтение это особенно в следующих делах состоит:

а) любить их истинно и чистосердечно;

б) говорить о них со всяким почтением;

в) перед ними вставать;

г) сидящим предстоять;

д) при случае достойнейшее место им отдавать;

е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;

ж) дела никакого без их воли не начинать;

з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар 2:19).

II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит:

1) во всяких нуждах им помогать;

2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.