Collected Works, Volume 1

I. Дети должны оказывать родителям всякое почтение Так Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, говоря: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 12:20). Почтение это особенно в следующих делах состоит:

а) любить их истинно и чистосердечно;

б) говорить о них со всяким почтением;

в) перед ними вставать;

г) сидящим предстоять;

д) при случае достойнейшее место им отдавать;

е) когда говорят, слов их не прерывать и в них безрассудно не примешивать ничего;

ж) дела никакого без их воли не начинать;

з) ничего пред ними не делать, что честь их повредить может или их в стыд привести. Такое почтение царь Израилев Соломон к матери своей Вирсавии оказывал, как читаем в книге 3-й Царств: И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии, и встал царь навстречу ей, и поклонился ей, и сел на престоле своем; и поставили другой престол для матери царя, и она села по правую руку его (3 Цар 2:19).

II. Всякое им должны оказывать послушание. Так приказывает святой апостол: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (Кол 3:20). Послушание же это, разумеется, должно быть тогда, когда родители своим детям приказывают что-либо, согласное со словом Божиим или непротивное ему. Потому и святой апостол приказывает детям слушать родителей своих в Господе, то есть слушать в том, что в Господе приказывают: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе (Еф 6:1). Если же что противное слову Божию повелевают, в том совсем не должно слушать, так как несравненно в большей чести Божие повеление должно быть, нежели родителей. Об этом Христос, Сын Божий, научил в святом Евангелии: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37).

III. Дети родителям должны показывать всякую благодарность, потому что от них жизнь, наставление и все, что они имеют, получили. Благодарность эта в следующем состоит:

1) во всяких нуждах им помогать;

2) когда не имеют довольствия, питать и одевать их;

3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт 9:23), которые подобающим образом наготу отца своего прикрыли. Это и Приточник приказывает: слушай, сын, отца, родившего тебя, и не презирай матери твоей, когда она и состарится (Притч 23:22). Хам, сын того же Ноя, показывая наготу отца своего, наказан был.

IV. За непочитание родителей Бог детям великие наказания определил:

1) проклятие: проклят бесчестящий отца своего или мать свою (Втор 27:16);

2) смерть: человек, если злое скажет отцу своему или матери своей, смертью да умрет (Втор 27:16).

Если дети неблагодарны будут к своим родителям, от которых столько благодеяний получили, то это следует не от чего иного, как от плохого воспитания, и в этом сами родители виноваты, потому что плохо их воспитывали. Так дети родителям своим, за их нерадение и небрежение в воспитании, воздают равное ослушанием, презрением, злословием, а иногда и биением. Не только в этом веке нерадивые отцы такое претерпевают, но и в будущем еще сильнее перед Страшным Судом Божиим наказаны будут.

Посему внимайте этому, родители: храните детей своих от соблазнов так, как зеницу глаз ваших, или даже как души свои. Знайте, что вы за них ответ Богу дадите. Он вас за них сильно накажет. Что вы их по-французски, по-немецки, по-итальянски или светским правилам не научите, за то вас Бог не спросит, а за то, что их в добрых нравах не наставите, суда Божия и истязания не избежите. Помните вы это, я вам просто, да правду говорю: если дети ваши злыми будут, то внучата еще злее, а правнучата и еще злее. Ибо злой отец добру не научит сына, и так зло будет расти, пока судом Божиим не искоренится. А всему тому злу корень и начало – злое наше воспитание.

Здесь, ради малых детей, прилагаются