Collected Works, Volume 1
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7).
Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения.
4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (Исх 20:8-10).
Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 20:12).
Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь.
6. Не убивай (Исх 20:13).
Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их.
7. Не прелюбодействуй (Исх 20:14).
Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве.
8. Не укради (Исх 20:15)
Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16)
Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться.
10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Исх 20:17)
Толкование. Десятая заповедь есть совершенное изъяснение предыдущих заповедей, и она требует не только не делать зла, но и сердцем его не желать.
Все эти вышеперечисленные заповеди утверждаются на двух основаниях: на любви к Богу и любви к ближнему. Первые четыре учат о любви к Богу. Другие шесть – о любви к ближнему, то есть ко всякому человеку. Любовь к Богу в таких словах заключил Христос, Сын Божий: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф 22:37); любовь к ближнему – в следующих словах: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф 22:39). И добавил: На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Поучение святого Василия Великого к отрокам
«Иметь чистоту душевную, бесстрастие телесное, поступь кроткую, голос умеренный, слово благочинное, пищу и питие благочинное, при старших хранить молчание, при мудрейших внимание, к начальникам иметь повиновение, к равным себе и меньшим – любовь нелицемерную; от злых, и страстных, и любящих плоть отлучаться, мало говорить, много же думать, не быть безрассудным в слове, не избыточествовать в беседе; не быть дерзостным на смех, украшаться стыдливостью, с женами нечестными не беседовать, зрение устремлять вниз, в землю, душу же – на небо, избегать прекословия, не искать учительского сана, честь мира сего вменять ни во что.
Если же кто благо на пользу другим сотворит, да ожидает награды и вечного воздаяния от Христа Иисуса, Господа нашего» [127].