Collected Works, Volume 1

4. Обжорство или чревоугодие, то есть безмерное употребление пищи и пития.

5. Зависть, то есть печаль и болезнь сердца о добре ближнего, радость и веселье о зле.

6. Гнев, то есть безмерное желание отмщения.

7. Леность, или уныние, то есть холодность и нерадение о душевном спасении.

В. Сколько грехов против Святого Духа?

О. Шесть.

1. Отчаяние, при котором не надеются на милосердие Божие.

2. Излишнее упование на милость Божию.

3. Сопротивление познанной истине Святого Писания и догматов веры, утвержденных апостолами и Святыми Отцами.

4. Зависть к духовным благам, которые ближний принимает от Бога.

5. Пребывание в грехах и состарение в злобе.

6. Нерадение о душевном спасении до кончины своей жизни.

В. Сколько грехов, вопиющих на небо к Богу и просящих отмщения?

О. Четыре.

1. Вольное человекоубийство.

2. Блуд Содомский.

3. Причинение зла убогим, вдовам и сиротам, обида и притеснение.

4. Удержание или несовершение платы наемникам и работникам.

В. Что должно соблюдать в Таинстве покаяния?

О. Восемь вещей.

1. Кающийся должен быть христианином веры православной, потому что покаяние помимо истинной веры Богу неприятно.

2. Также исповедание должно быть перед духовным отцом православным, так как еретик и отступник не разрешит кающегося от грехов.

3. Кающийся должен иметь сокрушение сердца и печаль о грехах, которыми прогневал Бога.

4. Кающийся должен исповедать все грехи подробно, объявляя каждый из них отдельно.

5. Исповедание должно быть смиренным, благоговейным, истинным; при исповедании должно обвинять самого себя и не порицать другого.

6. Кающийся должен иметь непременное намерение не возвращаться к тем грехам, которые исповеданы, и исправить свою жизнь.

7. После исповеди сразу должен исполнить назначенную духовником епитимию за грехи; епитимия же должна быть умеренной и назначаться с рассуждением относительно лица кающегося, чина, возраста, грехов и их причин, и прочего.

8. Печать Таинства такова: должен духовник в себе хранить грехи, слышанные на исповеди, и не открывать их никому, ни в каких случаях, кроме изъясненных в «Духовном Регламенте» [129].