Collected Works, Volume 1

6) Если какой муж или жена будут объявлять, что у мужа жена, а у жены муж без вести находятся несколько лет, и станут поэтому требовать венчания с другими, таких, сколько бы лет какое бы лицо без вести ни находилось, отнюдь не венчать, а велеть таковым являться и о бракосочетании дозволения просить в консистории нашей. Также поступать и с женами, которые будут объявлять, что мужья их на войне убиты или без вести пропали.

7) Так и в прочем испытание всеприлежное чинить, нет ли какого препятствия к бракосочетанию, и если хотя бы малое сомнение покажется, – не венчать, но требовать совета от нашей консистории, представляя о том письменно изъяснение.

8) Если какой священник в венчании браков противно вышеобъявленной 51 главы о Таинстве супружества и сей нашей инструкции поступать станет, и в том кем-либо через донос обличится, таковой без всякого упущения лишен будет священства. А хотя и не будет доноса о повенчании незаконного брака, однако же поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение; когда малолетний малец со взрослой девицей венчается, из-за этого случиться могут вражды, отравления, прелюбодеяния, кровосмешения, убийства, а, что хуже, в таковых грехах многие умирают. А поп венчавший всему тому злу виновен, и потому самого себя и других явно в ров погибели вечной ввергает.

Рассуждайте, священники, которые за шутку ставите беззаконные браки венчать, и одумайтесь, и себя и бедных людей пощадите.

Ноября 16 дня 1767 года.

Инструкция, что семинаристам должно соблюдать [133]

1. Помнить всякому, что от Бога к сему званию позван ради общей пользы.

2. Учение, в котором кто находится, тщательно проходить и Бога на помощь призывать.

3. Намерение учения простирать во славу Божию и общую пользу, – и так лучший будет успех. Ибо учение преподается в надежду просвещения разума и произведение в чин священства. Ибо священник ученый способнее будет, и должен искоренять злые нравы и пороки греховные, которыми имя Божие хулится.

4. Учение без жития доброго не сильно и не полезно. Какая польза человеку учить, а самому не творить? А по слову Христову: Кто сотворит и научит, тот великим наречется в царстве небесном (Мф 5:19). Потому должно с младых лет противиться природному злонравию, и стараться его искоренять при помощи Божией, и к добродетели себя приучать, – что делается повседневным в законе Божием поучением, и через искание в том успеха испытанием.

5. За прилежание в учении и добром житии награждения ожидать от Бога в будущем веке; и в этом веке всякое почтение и почетные ранги приобретаются честным учением.

Следовательно поступать должно так:

6. В воскресные дни ученики должны ходить на службу Божию в церковь.