Collected Works, Volume 1

Что хвалишься злобою, сильный? Беззаконие во весь день, неправду выдумывал язык твой: коварство его ты сделал как бы наостренной бритвой. Ты полюбил зло более, чем добро, ­неправду говорить более, чем правду. Ты полюбил всякие гибельные речи, коварный язык. За то Бог истребит тебя до конца, исторгнет тебя и переселит тебя из селения твоего, и ­корень твой удалит от земли живых. Увидят праведные, и убоятся, и посмеются над ним, и скажут: «Вот человек, который не поставил Бога Помощником себе, но уповал на множе­ство богатства своего, и укрепился суетою своею» (Пс. 51:1–9).

Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую соделал. Обратися злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет (Пс. 7:16–17).

Они приготовили сеть ногам моим и стеснили душу мою: выкопали пред лицом моим яму и упали в нее (Пс. 56:7).

Когда приближались ко мне злодеи, оскорбители мои и враги мои, чтобы съесть плоть мою, то сами они изнемогли и пали (Пс. 26: 2).

Святой Златоуст об этом

Такая вещь – злоба, что если кто ее в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе, как огонь, сухие вещества нашедший (т. 2. стр. 259).

Такая вещь – злоба, что даже те, которые делают ее, осуждают ее (Послание к епископам и пресвитерам за благочестие в темнице заключенным).

Злобы исполненный человек так безумен, что он самовольно себя повергает в опасности и предпринимает дела вовсе неудобные (Беседа 7 на евангелиста Матфея).

Злоба не от естества, но от воли рождается (Беседа 19 на евангелиста Матфея).

Всякая злость от воли и свободного произволения бывает (Беседа 2 на евангелиста Матфея).

Таков нрав злобного человека, что он никому уступить не хочет, но всеми мерами старается погубить того, на кого злобствует. Но в Писании говорится: Кто роет яму другому, тот упадет в нее (Притч. 26:27).

Когда мы против других злобствуем и коварствуем, тогда против самих себя изощряем меч и гораздо большими себя, чем других, уязвляем ранами (Беседа 51 на евангелиста Иоанна).

Такая вещь – злоба, что она никаким словом или делом исправиться не может, но всегда свой яд в себе содержит, и ничто такими безумными не делает людей, как злоба (Беседа 41 на евангелиста Иоанна).

Ничего нет бесстыднее и дерзостнее злобы (Беседа 13 на Деяния апостольские).

Первая, снизу восходя, степень злобы и жестокосердия – пренебрегать тем, что неприятельский скот злостраждет. Другая, выше того, пренебрегать самими неприятелями, ибо насколько человек превосходит скотов, настолько этот грех больше другого. Третья степень – презирать ближних, даже если бы они были незнакомы. Четвертая – презирать друзей. Пятая – нерадение о них, когда не только тело, но и душа их погибает. Шестая – когда мы нерадим не только о друзьях, но даже о детях в их погибели. Седьмая – когда не ищем и других, которые имели бы о них старание. Восьмая – когда и тем, которые сами делать это намереваются, не попускаем. Девятая – когда не только не попускаем, но еще и противимся и враждуем (Книга 3 против хулителей монашеского жития).

Рассуждение о злобе

Начало злобы. Злоба происходит от безмерного самолюбия. Ибо самолюбивый во всем своей корысти всяким образом ищет, – в славе, чести и прочем. А когда видит в чем-нибудь препятствие своему желанию, крайне о том смущается, печалится и гневается на того, кто ему препятствует; почему и старается гнев свой в действие привести. Ибо злоба – это не иное что, как желание мщения.

Различно злоба совершается:

1) Отнятием жизни у того, на кого злоба бывает.