Collected Works, Volume 1

Вражду производит лесть и обман (Беседа 14 на Послание к ефесянам).

Имеющий вражду, ко святой трапезе да не приступает (Беседа 20 к народу антиохийскому о тайной ненависти).

Один враг наш – дьявол (Беседа 20 к народу антиохийскому о тайной ненависти).

Рассуждение о зависти

Зависть – это печаль о добре и благополучии ближнего. Мучительная страсть! В прочих грехах какая-нибудь, хотя бы мнимая, сласть есть, а завистливый грешит и вместе с тем мучается. Завистливый делает то, чего и демон не делает: демон завидует только человеку, а не демону, а человек человеку завидует. Кто мир сей презирает и ищет небесных благ, в том язва эта не имеет места. Для чего завидовать тому в земном и тленном, кто, их презирая, ищет небесного? Вельможа похвале сапожника, портного и прочих мастеров не завидует, потому что лучшую имеет похвалу; так, кто к вечному стремится, временному не завидует. (Смотри еще в рассуждении о презрении мира, § 27, и о любви ближнего, § 21; о вражде смотри в рассуждении о примирении с ближним, § 24).

V. Осуждение и оклеветание

Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1, Лк. 6: 37).

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7:5, Лк. 6: 41). Бревно больший порок, а сучок малый здесь означает.

Кто из вас без греха, первый брось на нее камень, – говорит Христос к книжникам и фарисеям, приведшим жену, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8:7).

Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон (Иак. 4:11).

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак. 4:12).

Неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2:1).

Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его (Рим. 14:4).

А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов (Рим. 14:10).

Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1 Кор. 4:5).

Святой Златоуст об этом

Хотя бы никакого другого не делали беззакония, одно то могло бы нас ввергнуть в геенскую бездну, что мы, тяжких бревен в очах наших не чувствуя, всегда строгий суд производим над чужими погрешностями, и целую жизнь нашу тратим на любопытное пересматривание и пересуживание чужих дел, не рассуждая о том, что грозит Христос: Каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7:2. – В кн. 1 о умилении, к Димитрию монаху).

Не должен тот осуждать других, кто и сам тем же порокам подвержен (Беседа 22 на евангелиста Матфея).