Collected Works, Volume 1

Хотя бы кто и достоин был осуждения, однако тот только должен его судить, кто сам ничего не делает достойного осуждения (Беседа 22 на евангелиста Матфея).

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, чтобы ты сам не был достоин осуждения, ибо большую еще примешь казнь, если будешь других обвинять в нерадении о том, чего и сам не делаешь, и осуждать за тот грех, которому и сам ты подвержен. Если и праведным людям не дозволяется порочить других, то тем более грешные должны воздерживать себя от осуждения (Беседа 64 на евангелиста Матфея).

Хотя бы ты, осуждая ближнего, и праведное что на него говорил, и хотя бы известное его дело порочил, однако и за то не избежишь наказания, ибо не по делам его, но по словам твоим будет судить тебя Бог. Говорит Он: От слов своих осудишься (Мф 12:37). Фарисей праведное и всем известное говорил, однако и за то принял наказание. Если же известных дел в обличение других не должно говорить, то тем более сомнительных, ибо у каждого грешника свой Судия. Не должен ты похищать чести Единородного Сына Божия; Ему одному престол суда определен (Беседа 42 на евангелиста Матфея).

Не то повелено тебе, о человек, чтобы ты других судил, но чтобы самого себя исправлял; для чего же ты похищаешь должность Господа твоего? Ему принадлежит судить, а не тебе (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Какая польза с того, что мы воздерживаемся от птиц и рыб, когда друг друга угрызаем и съедаем? Угрызает же и съедает плоть ближнего всякий клеветник и поноситель (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Не только поносить ближнего, но и других поносящих его слушать не должно (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Хотя бы мы пепел ели, но и такое строгое житие никакой пользы нам не принесет, если мы не воздержимся от поношения, ибо не входящее в уста сквернит человека, но исходящее из уст (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Клеветник и поноситель часто печалится, боится, раскаивается, и сам свой язык угрызает, опасаясь, чтобы когда-то объявленное другим слово не нанесло ему великой беды; а воздерживающийся от клеветы в великом спокойствии и веселье всегда живет (Беседа 11 на 1 Послание к коринфянам).

Клеветники подобны мухам: как мухи летят на чужие раны, так клеветники ищут чужие погрешности, чтобы разгласить их (т. 2 стр. 247).

Не одни только стрелы уязвляют человека, но поносительные слова делают ему раны еще более жестокие, чем стрелы (Беседа 8 на Послание к римлянам).

Какой есть род зла, который бы не происходил от поношения? Отсюда рождается ненависть, отсюда бывают вражда и несогласие, отсюда происходят худые подозрения, которые подают причину бесчисленному злу (Беседа на Псалом 100).

Кто любит клевету, тот служит дьяволу (Беседа на Псалом 100).

Как проповедник истины словом своим многих людей спасает, так, напротив, клеветник тем же словом премногих губит, произнося слова погибельные, и меч речи употребляя на погибель человеческую. Притом же клеветник не только тело, но и самую душу убивает, когда льстивым своим языком ложные и беззаконные мнения ей внушает (Беседа на Псалом 51).

Не должны мы противиться тем, которые нас утесняют и клевещут на нас; но должны все терпеливо сносить, ведая, что Господь всех не презрит нас, ибо Он глаголет: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12:19. – Беседа 57 на Книгу Бытия 31).