Collected Works, Volume 1

Великодушное терпение поношений бывает случаем к получению славы (Слово 2 об Анне).

Рассуждение об оклеветании и осуждении

Начало этих пороков.

Оклеветание и осуждение по разным причинам происходят:

Первая. От гордости, ибо гордый, себя вознося и почитая, других пересуживает и уничижает; или, желая свои пороки прикрыть, других злословит, чтобы люди, слышащие о нем, думали, что он таких пороков не имеет.

Вторая. Иногда бывают от злобы, ибо злобный человек, не имея возможности отомстить ближнему, клеветой и злословием славу его терзает.

Третья. Иногда от зависти, поскольку завист­ливый, не терпя видеть, как ближнего почитают, бесчестным именем его порочит и поносит.

Четвертая. Иногда бывает и от злой привычки, ярости, гнева и нетерпения. Корень всего этого – самолюбие и ненависть к ближнему.

Причины, по которым нельзя осуждать ближнего.

Первая. Потому что осуждающие ближнего восхищают сан Христа, Который один Законоположник и Судия, – что тяжко и страшно.

Вторая. Ближний наш есть раб Божий, а не наш, пред своим Господом падает, и потому Божия раба судить также тяжко.

Третья. Судится Божий раб пред Богом, вездесущим и все назирающим. Несносно господину, когда при нем мы его раба судим и браним; тем более Богу досадно, когда Его раба пред Ним судим, сами будучи злыми.

Четвертая. Кто ближнего судит, себя осуждает, ибо, осуждая, сам то же творит.

Пятая. Часто бывает, что многие пред людьми являются грешниками, а внутри они праведники. Также и наоборот, многие являются праведными, а внутри – грешники и потому лицемеры, а по Писанию, нечист пред Богом называющий неправедного праведным, и праведного неправедным (см. Ис. 5:20).

Шестая. Часто худой слух ложно проносится от злобных или завистливых и ненавистников, и так осуждаемый часто напрасно терпит.

Седьмая. Кто судит, сам будет судим, – по слову Христову (Мф. 7:1).

Восьмая. Заповедь Христова: не судите, – разоряется.

Девятая. Ближнему великая обида от этого, не меньше, чем если бы кем жезлом ударяем был, и даже более, ибо рана на теле скорее заживет, чем язва на душе. Как тело ранится жезлом или иным орудием, так душа уязвляется поносным словом. От этого уязвления последует печаль, а от печали смерть.

Десятая. Чем честнее и значительнее лицо поносимое, тем большая бывает язва, а клеветнику больший грех.