Collected Works, Volume 1

Рассуждение о лихоимстве

Лихоимственная страсть многим и тяжким грехам виною бывает.

Если лихоимец будет судьей или приказным, – присягу и клятву преступает. А от этого виновными невинные, виновные же невинными остаются. Добрые, без удовлетворения оставшиеся, в горшей будут беде; а злые, без наказания, более будут свирепеть и на обиды устремляться, отчего плач, слезы, непрестанные рыдания бедных людей и всякий в отечестве разлад. Если полководец лихоимец, то также присягу преступает, изменяет и отечество предает. Если помещик, то крестьян несносными оброками отягощает. Если купец, – в товаре обманывает, и прочее. И как видно, никто другой так отечеству не вредит, как лихоимец; и Богу, и человеку он ненавистен. Поэтому и называется в святом слове страсть эта идолослужением, ибо серебро лихоимец, как идола, почитает.

Пособие к избежанию от этого

Первое. Помнить, что все в мире останется собранное, а сам человек нагим от мира сего отыдет.

Второе. Верить в Промысл Божий, никого не оставляющий.

Третье. Суд Божий страшный и неминуемый на лихоимцев.

VIII. Славолюбие

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44).

Святой Златоуст об этом

Суетная слава и добрые человеческие дела делает бесполезными (Кн. 2 о умилении Димитрия).

Суетная слава, как ветер, все сокровища добродетелей наших разметает (Кн. 1 к Стагирию).

Человеческая слава – это благочестие, справедливость, милостыня, кротость, смирение, мир, правда, любовь ко всем нелицемерная (На псалом 48).

Кто тленными века сего вещами хвалится и величается, тот ничем не отличен от тех, кто в сновидении услаждается роскошью (На псалом 5).

Славу получает тот, кто презирает ее (Беседа 4 на евангелиста Матфея).

Слава умножается смирением; а кто желает показать себя великим, тот будет всех последнейшим (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

Ничто так не возбуждает в человеке любовь к богатству, как славолюбие (Беседа 2 на евангелиста Матфея).

Рассуждение о славолюбии

Смотри об этом в рассуждении о презрении мира (§ ХХVII).

IX. Женское украшение

Да будет украшением вашим – жены – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом (1 Петр. 3:3–4).

Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим. 2:9–10).