Collected Works, Volume 1

1. Не смотреть на то, что делают люди, какие бы они ни были; но слушать и внимать, чему слово Божие учит и что в святых храмах проповедуется из того же Божия слова.

2. Внимать и подражать святому житию Спасителя нашего, Который словом и делом научил, как жить нам, и Ему последовавших угодников Его, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13:7).

3. Слух и зрение отвращать от непотребного, ибо через слух и зрение, как через двери, всякое зло в храмину сердечную входит, и делает в нас похотение злое, и воздвигает брань.

4. Более держаться дома своего и уединения, ибо уединение не может соблазна ни подать, ни принять.

5. Молиться часто Богу и воздыхать, чтобы сохранил от соблазнов: Отврати очи мои, еже не видети суеты (Пс. 119:37), и еще: Настави мя, Господи, на путь Твой, и пойду во истине Твоей (Пс. 85:11).

XI. Ложь и лесть

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25).

Погубишь всех, говорящих ложь, кровожадного и льствого гнушается Господь (Пс. 5:7).

Удержи язык твой от зла, и уста твои от лукавых слов (Пс. 33:14).

Человек злоязычный не исправится на земле (Пс. 139:12).

Святой Златоуст об этом

Лживым людям и тогда не верят, когда они правду говорят (Слово 5 против иудеев).

Истина есть то, что истинно есть; а ложь есть то, чего в самой вещи нет (На псалом 11).

Ложь сама себя везде обличает, и чем более сопротивляется истине, тем более показывает ее (Беседа 58 на евангелиста Иоанна).

Никогда не было такого времени, в которое бы ложь не примешивалась бы к истине. Всегда дьявол старается между истиной всеять ложь (Беседа 8 на 2 Послание к Тимофею).

Нет никакого более жестокого искушения, чем попасть на льстивого человека. Льстивый человек страшнее всякого зверя, ибо зверь, каков есть, таким себя и показывает, а льстец часто под видом смирения и добродетели яд свой скрывает, так что весьма трудно узнать и уберечься от его коварства (На Псалом 119).

Коварный человек–это волк в овечьей шкуре. Он злонравие свое прикрывает благосклонными словами; злобствуя и враждуя, показывается другом; заискивая, хвалит то, что совершенно негодно; всегда в беззакониях пребывая, вид святости показывает, гордость смирением, а зависть почтением покрывает (Беседа об удалении от притворства).

Льстивые люди, которые в сердце иное скрывают, чем устами говорят, гораздо опаснее тех врагов, которые сокровенные мечи носят (На Псалом 11).