Collected Works, Volume 1

Святой Златоуст об этом

Бог грозит грешникам потому, что не хочет их погубить: для того изъявляет гнев Свой, чтобы мы страхом исправляли себя и избежали бы вечной казни (Беседа о землетрясении).

Угроза казни обыкновенно больше обращает людей к исправлению, чем обещание награждений (Беседа 55 на евангелиста Матфея).

Если страх земного царя от столь многих зол нас отвращает, то гораздо больше Небесного Царя страх мог бы нас отвратить от зла, если бы мы часто слушали Писание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

Бог грозит нам казнью потому, что напоминание о ней есть как бы некое спасительное врачевство (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

Не скоро бы согрешил человек, если бы всегда прилежно рассуждал о геенне, ибо говорится в Писании: Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7:39. – Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

О геенне больше мы должны рассуждать, чем о Царствии Небесном, ибо страх большую имеет силу, чем обещание (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

Весьма опасно презирать угрозы Божии: кто презирает угрозы Его, тот скоро на своем опыте познает наказание Его (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

Потому ниневитяне спаслись, что устрашились угрозы Божией; потому Содомляне погибли, что презрели ее (Беседа 2 на 2 Послание к фессалоникийцам).

Рассуждение об угрозах некающимся

Сами угрозы Божий – знак Божия милосердия к грешникам, потому что Бог грозит казнью для того, чтобы они в чувство пришли, оставили злое прежнее житие и к Нему с покаянием обратились. Ибо различным образом Бог призывает грешника к покаянию, то обращением внутрь совести его, то обещанием благ, то угрозой наказания; а если всем этим грешник пренебрежет, тогда его, как нераскаянного, суд Божий постигает.

XVI. Покаяние

Покайтесь, – говорит св. Иоанн Предтеча (Мф. 3:2).

Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3:8).

Покайтесь, – говорит Христос (Мф. 4:17).

Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28–29).

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф. 18:11).

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5:31–32).