Collected Works, Volume 1

Восьмое. Милость должно оказывать всем, добрым и злым, друзьям и врагам, только бы нужда требовала.

Девятое. Милость должно делать, смотря на нужду требующего: у кого большая нужда, более давать, чтобы нужде его помочь.

Причины, возбуждающие к милости

Первая. Милость – великая добродетель, которой человек милостивому Богу уподобляется.

Вторая. Милостивые помилованы будут (Мф. 5:7).

Третья. За милость Царство Небесное обещается (Мф. 25:34).

Четвертая. Кто милует нищего, взаймы дает Богу, от Которого в будущем веке непременно получит воздаяние.

Пятая. Чем больше милость, тем большее и вознаграждение будет за милость: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9:6).

Шестая. Суд без милости будет не сотворившим милости (Иак. 2:13). И Христос немило­стивых в огонь вечный отсылает. Если же немилостивых, которые не дают от своего, Христос отсылает в огонь вечный, то что будет тем, которые чужое добро грабят?

XXIV. Примирение с ближним

Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, – говорит Христос (Мф. 5:23–24).

Святой Златоуст об этом

Бог такое попечение имеет о примирении нашем, что изволяет жертве Своей быть не совершенной, и службе оставленной, пока вражда и гнев не прекратятся (Книга 1 о сокрушении, к Димитрию).

Чем более кто отвращается от ищущего примирения, тем большую себе собирает казнь (Книга 2, беседа 20 о вражде, к народу антиохийскому, л. 205).

Кто для славы человеческой примиряется с ближним, тот лишается воздаяния (Там же).

Со всяким должно примиряться, сколько бы тебе кто ни причинил зла (Там же).

Поспешить должно нам с оскорбившими нас примириться, праведно ли, или неправедно они на нас гневаются (Беседа на слова: если враг твой голоден, и прочее (Рим.12:20). Том 3, л.170).

Примирение с братом – истинная жертва Богу (Беседа 16 на евангелиста Матфея, гл. 16).

Рассуждение о примирении с ближним

Живущим в обществе трудно как-нибудь не оскорбить друг друга; для того и нужно примирение.

В примирении необходимо:

Первое. Оскорбившему должно испросить прощение у оскорбленного.

Второе. Оскорбленному должно простить, по слову Христову: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6:14; смотри об этом в рассуждении об оставлении согрешений ближнему).