Collected Works, Volume 1

4) «Об истине евангельского учения и о вере» в одном томе;

5) «Инструкция христианская» в одном томе;

6) «Сокровище духовное, от мира собираемое», в четырех томах;

7) «Краткие нравоучительные слова» в одном томе;

8) «Проповеди трудов епаршеских», в одном томе.

Это все представляю вашему Святейшеству на благоусмотрение, а поручил их своему келейному служителю Ивану Ефимову, до вашего Святейшества доставить. Если же, в чем, паче чаяния моего, в них погрешил, прошу не воле моей, но неразумию моему вменить. Я всегда со св. Церковью был и есмь согласен, и в сочинениях моих старался о пользе и исправлении братии моей, христиан; а более в них душу свою унывающую поощрял к покаянию и подвигу в благочестии». 1782 г. Мая 26 дня. [108]

Согласно этому завещанию, сочинения Святителя, немедленно после его смерти, были представлены в Синод его келейным. Приняв их, Святейший Синод приказал оные переплести в тетради, и хранить их в архиве. На переплет выданы деньги переплетчику Воробьеву.

Вскоре после этого, а именно 25 октября 1783 г., келейник Иван Ефимов вошел с прошением в Синод, чтобы краткие нравоучительные слова свт. Тихона было позволено напечатать в типографии Императорского сухопутного шляхетского кадетского корпуса переплетчику той же типографии и книгопродавцу Самойле Иванову сыну Шель. По поводу этого прошения, преосвященный Гавриил дал мнение, «что нравоучительные слова Тихона им были читаны и что противного учению православной Церкви в них ничего нет и что они напротив с пользой могут быть употребляемы в пользу общества». Поэтому эти проповеди были выданы Ивану Ефимову, и им напечатаны.

В следующем, 1784 году, 26 января, Иван Ефимов подал второе прошение о том, чтобы ему выдали и позволили отпечатать и другие сочинения преосвященного Тихона, еще ненапечатанные. «Находящиеся в Святейшем Правительствующем Синоде сочинения покойного преосвященного Тихона, епископа воронежского (книги), желаю я взять все для того, чтобы оные напечатать гражданской печатью, в какой типографии за способность могу изобрести; притом напечатать же вторым тиснением и книгу под заглавием: «наставление христианское». А сколько принадлежащих до первого тиснения книг, о том прилагается при сем реестр. Эти сочинения следующие:

1) «Приуготовление к мудрости христианской»;

2) «О грехе вообще и о последующих греху»;

3) «О покаянии»;

4) «О христианстве»;

5) «О должности христианской к самому себе»;

6) «О должности христианской к ближнему»;

7) «Письма посланные»;

8) «Письма келейные»;

9) «Об истине евангельского учения и о вере»;

10) «Проповеди разные». [109]

Святейший Синод разрешил выдать эти сочинения просителю для печати, но прежде поручил их по частям перечитать архимандриту Симонова монастыря Павлу, архимандриту Сергиевской пустыни Макарию, и архимандриту зеленецкого монастыря и ректору петербургской семинарии, Иннокентию, – а они, пересмотрев указанные сочинения, представили на них свое одобрение, почему тетради сочинений и были переданы Ивану Ефимову для напечатания. [110] По словам преосвященного Евгения, большая их часть была напечатана в типографии у Шнора.

Впоследствии Святейший Синод взял на себя полное издание писаний свт. Тихона. Так им были напечатаны все сочинения свт. Тихона в 1836 году, и вторым изданием в 1860 г. Кроме того Св. Синод, признав одно из сочинений свт. Тихона, а именно, Наставление христианское, достойным быть второй книгой в числе поучительных церковных книг, какие составить для церкви было предписано в духовном Регламенте, издавал его отдельно, присовокупляя к нему некоторые статьи из других сочинений Святителя. Это писание свт. Тихона имело до пятидесяти изданий, что свидетельствует о том уважении, которое питают к нему русские православные читатели.