Collected Works, Volume 2

В этом мире видим, как рыболовы броса­ют свои сети в воду и их раскидывают, чтобы поймать рыбу. Так диавол с бесами своими вез­де различные сети на нас, о христианин, рас­кинул. Раскинул в доме, раскинул на пути, рас­кинул в городах и селах, раскинул в пустыни, раскинул на земле и в море.

Скрыл сети в пище, в питье, в сластолюбии. Скрыл сети в чести и в богатстве. Скрыл сети в беседах и молчании. Скрыл сети в видении и слухе – скрыл, чтобы поймать нас в свою по­гибель. Сколько сетей его пагубных, столько козней и хитростей против нас. Сколько хит­ростей и козней его – столько опасностей, бед и напастей наших.

О, кто эти скрытые сети может узнать и от них избавиться? Сети многие, сети различные, сети везде, сети скрытые и невидимые, сети для нашего бедствия и погибели! Кто может их уви­деть и от них уклониться, если Ты, Господи, не покажешь их и Твоею всесильной десницей не сохранишь от них? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Живый в помощи Вышнего, в крове Бога Небесно­го водворится. Речет Господеви: «Заступник мой ecu и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него! Яко Той избавит тя от сети ловчи» (Пс. 90:1–3). К Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тя уповах, не отыми душу мою! Сохрани мя от сети, юже составиша ми и от соблазн делающих беззаконие (Пс. 140:8–9). На пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне. Смотрел я направо и видел: и не было знающего меня, не было для меня, куда мне бежать, и никто не заботился о душе моей. Я воз­звал к Тебе, Господи, сказал: «Ты упование мое, часть моя на земле живых. Внемли молению моему, ибо я весьма унижен; избавь меня от гонителей моих, ибо они укрепились более меня» (Пс. 141:4–6). Сохрани меня, Господи, от руки грешника, избавь меня от людей неправедных, которые за­думали запнуть стопы мои. Скрыли гордые сеть мне, из вервий устроили сеть для ног моих, на пути поставили мне западни. Я сказал Господу: «Ты – Бог мой; услышь, Господи, голос моления моего! Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. Не предай меня, Господи, грешнику, удалив от желания моего; они замыслили против меня, не оставь меня, да не превознесутся (Пс. 139:4–9). Не предай зверям душу, исповедающуюся Тебе (Пс. 73:19), – да воспою Тебе благодарственную песнь: Благо­словен Господь, Который не дал нас в добычу зу­бам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловцов: сеть расторгнута, и мы избави­лись. Помощь наша – в имени Господа, сотво­рившего небо и землю (Пс. 123:6–8).

О том же

Рыба, которая не минует сети рыболова, по­падает в нее и увязает в сети. Так, кто не избе­жит диавольской сети, увязает в ней. Блудник и прелюбодей увяз в его сети, клеветник и зло­речивый увяз в его сети, пьяница увяз в его сети. Пастырь, не заботящийся о своем и ста­да Христова спасении, увяз в его сети. Власте­лин, ищущий не общей пользы, но своей сквер­ной корысти, увяз в его сети. Судья, растлен­ный мздою и дарами, увяз в его сети. Господин, мучающий или излишними оброками обреме­няющий крестьян своих, увяз в сети его. Сло­вом, всякий грешник, не кающийся и не забо­тящийся о своем спасении, увяз в сети его. Все они уловлены им в его волю (2 Тим. 2:26).

Рыболов увязшую в своей сети рыбу тащит к себе. Так и диавол грешника, увязшего в сеть его пагубную, тащит за собой в погибель, в ко­торой сам находится. Ах! Влечет и привлечет за собой, если не выпутается из сети его. О, бедный грешник! Стенай и вопи из глубины сердечной к Иисусу, Освободителю душ на­ших. Воззови из этой погибели, как Иона из чрева кита, или как Манассия из середины уз, ко Всесильному Иисусу – да пошлет тебе по­мощь Свою, да, Ею укрепленный, – выпута­ешься из пагубной сети. Позаботься, возлюб­ленный, об этом заранее, пока он еще не привлек тебя в погибель. Положи только доброе начало и взывай к Нему со всяким усердием. Он, Милосердный и Человеколюбивый, про­тянет тебе Свою всесильную десницу, и выпу­тает тебя из этой сети вражьей, и будешь сво­боден от нее.

О, Иисусе Человеколюбце! Пощади созда­ние рук Твоих, ведь ради него Ты в мир пришел и пострадал. Да не порадуется враг наш о по­гибели нашей. Если Сын освободит вас, то ис­тинно свободны будете (Ин. 8:36). А когда эту милость от Него получишь, тогда радостным духом воспоешь Ему: Ты расторг узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс. 115:7–8). И еще: Исповедаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем сер­дцем моим и буду прославлять имя Твое вовек, ибо велика милость Твоя ко мне, и Ты избавил душу мою от ада преисподнего (Пс. 85:12–13). Такую милость получив от Него, впредь посту­пай осторожно и берегись сетей вражьих, при­зывая себе на помощь Господа. «Заступник души моей буди, Боже, яко посреде хожду се­тей многих; избави мя от них, и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец».

51. Пьянство

Есть пьянство от вина и сикеры, а есть пьянство и не от вина, как говорится: пьяные без вина (Ис. 28:1). Пьянство от вина бывает, когда человек употребляет вина выше меры. Пьянство не от вина – когда человек любо­вью этого мира, суетными мыслями и безза­конными начинаниями упивается. Упивший­ся вином часто не знает, что говорит и делает, и ни стыда, ни страха не имеет, и что ни дела­ет, почти все смеха достойно.

Так и упившийся любовью этого мира и прочими беззаконными мыслями, не знает, что делает. То за одно, то за другое хватается, но все начинание и дело его против него. Ви­дит, что все умирают и никто с собой ничего не уносит. Однако так заботится об умноже­нии богатства, о расширении земли, о создании дома и о прочих своих прихотях, о приоб­ретении чести и славы суетной, – так, гово­рю, заботится, как будто он один в этом мире будет жить вечно. Но Бог сказал ему: «Безум­ный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20). Воистину такой человек безумен, и смеха, или тем более сожаления, достоин!

Делает это в нем пьянство, не от вина и сикеры, но от любви к этому миру, ко­торое так его ум помрачило, что, бедный, сам не знает, что делает.

Плохо пьянство от вина и сикеры, но это еще хуже. Упившийся вином и сикерой лег­ко протрезвляется, но упившийся любовью этого мира – с большим трудом. Похоть, ко­торая в нем живет и делает его безумным, придумывает много причин и не допускает, чтобы он протрезвился. Мне-де ради жены, ради детей, ради старости моей немало надоб­но. А честь и слава, которой не менее, чем бо­гатства желаешь, для чего тебе надобна? Для чего нужны богатые украшения платья, домов, трапез, слуг, коней, карет, алмазы, бриллиан­ты, и прочая суета?