Collected Works, Volume 2

52. Зеркало

Видим, что в зеркале то изображается, к чему оно обращается. Так и душа человечес­кая: к чему она с любовью обращается и при­соединяется, то в ней и изображается. В зер­кале, когда оно к небу обращается, видится небо, когда к земле обращается – земля. Так и душа человеческая: когда к небу обращает­ся, небесный образ в ней и изображается, ког­да к земному прилепляется своей любовью, земной и скотский образ в ней изображается, и тем она губит свое благородство и небесную свою красоту. Поэтому увещевает нас Святой Дух через апостола: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, по­хоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего (1 Ин. 2:15–16).

А что в душе ныне изображается, с тем она и на Суд Христов явится, если сейчас истин­но не покается. И так каждый человек сам в себе обличение будет иметь, и увидит в себе самом, о чем он помышлял в мире: о горнем или о земном? Христиане словом Божиим по­званы и святым Крещением обновлены к веч­ной жизни и небесным благам, их усердно и искать должны. А когда к земному прилепля­ются, Бога прогневляют. Читаем, что израильтяне, выйдя из Египта под руководством раба Божиего Моисея, когда сердцами обратились в Египет и захотели снедей его, сильно прогне­вали Бога (Числ. 11:1–11). Так и христиане, в святом Крещении выведенные из рабства диавольского и от мира к небу, как к земле обе­тованной, позванные, когда к миру сердцами обращаются, праведный на себя разжигают гнев Божий. И случается с ними то, что с по­званными на великую вечерю, но отказавши­мися идти, о которых сказано: Никто из тех званых не вкусит Моей вечери, ибо много зва­ных, но мало избранных (Лк. 14:24).

Все христиане позваны на великую вече­рю вечной жизни. И хотя не словом, но делом многие отказываются идти. Желают здесь, в мире, царствовать, а не в оное царство идти. И так никто из тех не вкусит той вечери.

Жизнь Христова учит нас, как должно в этом мире пребывать и жить. Христос все мог в этом мире иметь, как Господь всех, но не хо­тел. В великой нищете и смирении, скорби и поругании пожил, образ давая нам. Кто за этим Вождем последует, тот вкусит вечери той и с Ним, как член с головою, будет там царствовать. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. 12:26). Но вы пре­были со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем (Лк. 22:28–30). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня (Мф. 10:38). Господи, Боже сил! Обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:20). Воз­врати, Господи, пленников наших, как потоки влечешь южным ветром (Пс. 125:4).

53. Вышедший из тьмы, тюрьмы, плена и подобные им

Как вышедший из тьмы на свет, так и об­ратившийся от беззаконной жизни к Богу. Ибо и он в беззаконной жизни, как во тьме, нахо­дился, и блуждал ощупью, как во тьме ходя­щие блуждают ощупью, как слепые. Как вышедший из тюрьмы, так и оставивший нечес­тивую и безбожную жизнь и находящийся в истинном покаянии, ибо и он в безбожной жизни, как в тюрьме, был, и грехами и безза­кониями, как узами, связан был и не мог свободно ходить.

Как освободившийся из плена, так и избе­жавший и освободившийся от греховной и не­чистой жизни и свободным духом работаю­щий для Господа. И этот в плену у мучителя, не человека, а диавола, был, и на него работал и его злую волю исполнял. Как из рва вылез­ший и ходящий безопасным путем, так и от нераскаянной жизни в покаяние пришедший и в нем пребывающий, ибо и он во рве был не телом, а душой. Как спасшийся от потопле­ния и вышедший на сушу, так и переставший грешить и начавший новую христианскую жизнь, ибо и он в грехах, как в глубине вод, тонул, и следовало ему не что иное, как веч­ная смерть. Как шедший к яме, и ее увидев­ший и назад возвратившийся, так и беззакон­но живший, и узнавший беду свою душевную, и обратившийся к истинному покаянию, и в нем пребывающий, ибо и он шел в яму вечной погибели, но возвратился от нее.

Счастлив тот, кто выходит из тьмы на свет, ибо видит свет этого мира. Намного счастливее тот, кто выходит из тьмы греховной, так как его озаряет не свет мира сего, а свет Божественный. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8:12). Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14).

Счастлив тот, кто вышел из тюрьмы и ос­вободился от уз. Намного счастливее тот, кто из тюрьмы нераскаянной жизни и уз грехов­ных освободился.

Счастлив тот, кто освободился от плена те­лесного. Но намного счастливее тот, кто осво­бодился душой от пленения диавольского.

Счастлив тот, кто из рва видимого выбрал­ся. Но намного счастливее тот, кто из рва гре­ховного выбрался.