Collected Works, Volume 2

Дети своего отца из любви называют – «отче» или «батюшка». Так и христиане Бога из любви называют Отцом и вопиют к Нему: Авва, Отче! (Рим. 8:15). А как вы – сыны, то Бог по­слал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиюще­го: «Авва, Отче!» (Гал. 4:6). Отче наш, Иже еси на небесех! (Мф. 6:9).

Дети у отца все просят, но отец дает им не все, а только то, что им нужно и полезно. Так и христиане у Небесного своего Отца все про­сят, но не все Он им подает, а только нужное и полезное. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень, и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7:9–11).

Дети перед своим отцом поступают благо­говейно, ничего не делают и не говорят непри­стойного и всякое почтение ему оказывают. Так и христиане перед Богом вездесущим и всевидящим должны ходить со страхом и бла­гоговением, ничего не делать, не говорить, и не мыслить непристойного.

Отец о детях заботится, печется и воспи­тывает их. Так и Бог о христианах заботится, печется и воспитывает их словом Своим и жи­вотворящими Тайнами. Дети от наветов злых людей под защиту отца прибегают. Так и хрис­тиане от наветов диавола и его злых служите­лей под покров и защиту Отца Небесного прибегают. Отче, избави нас от лукаваго (Мф. 6:13). Они дерзают и поют: Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбях, постигших нас (Пс. 45:2).

Отец детей за погрешности наказывает, но с любовью. Так и Бог, Отец Небесный, наказыва­ет христиан за согрешение их не от гнева, а от любви. Ибо Господь, кого любит, того наказыва­ет; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (Евр. 12:6–7).

Добрые дети смиряются, исповедуют по­грешности свои и признают себя виноватыми перед своим отцом. Так и христиане должны смиряться, от сердца свои согрешения испо­ведовать и свою неправду признавать и испо­ведоваться: Благо мне, что Ты смирил меня (Пс. 118:71).

Отец наказывает детей своих, чтобы чест­ными были. Бог наказывает нас, чтобы нам иметь участие в свято­сти Его (Евр. 12:10).

Отец своим детям готовит наследство. Так и Бог христианам готовит в наследство вечную жизнь и небесное царство. Отец в свое время дает наследство своим детям. Так и Бог, когда придет время, даст наследство христианам и утешительно скажет им: Придите, благословен­ные Отца Моего, наследуйте царство, уготован­ное вам от создания мира (Мф. 25:34).

Добрые дети стараются везде поступать че­стно, чтобы не обесславить имя своего отца. Так и христиане должны перед людьми жить, что­бы имя Божие не похулилось. Славится и хва­лится отец, когда дети постоянно хорошо жи­вут. Так и славится имя Отца Небесного, когда христиане благочестиво и достойно звания живут. К этому призывает нас Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они виде­ли ваши добрые дела и прославляли Отца ваше­го Небесного (Мф. 5:16).

Дети, как ни почитают и ни угождают свое­му отцу, – воздают должное ему, как родите­лю, воспитателю и промыслителю, а иначе были бы неблагодарными. Так и христиане, как ни стараются угождать Небесному Отцу, – должное отдают и тем заслужить ничего не могут. Но то, что от Бога получают, – даром получают. Богу, за показанное и показываемое благодеяние Его к нам, никак и ничем воздать не можем, но всегда перед Ним остаемся должниками.

Дети, когда их при отце кто-либо бесчес­тит или обижает, не мстят сами обидчику, но на отца своего смотрят и ему свою обиду по­ручают. Так и христиане должны, когда их кто-либо обижает, не сами за себя мстить, а к Не­бесному своему Отцу возводить умные очи и Тому, как праведно судящему, отмщение пере­давать, Тому, Который говорит: Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12:19).

Отец от сына непостоянного и неисправно­го даже после достаточного наказания, отрека­ется, лишает наследства и отпускает его жить по своей воле. Так и Отец Небесный от неисп­равных христиан, которые не хотят Его слу­шать, отрекается, исключает их от наследова­ния вечной жизни и пускает их по своей воле жить. Но не послушал народ Мой голоса Моего, и Израиль не внял Мне; и предоставил Я их за­мыслам сердца их, пусть пойдут по замыслам своим (Пс. 80:12–13).

Отец чужих детей не наказывает, хотя и ви­дит их неисправными. Так и Отец Небесный тех людей, которые не Его присные и не домашние, оставляет без наказания, как не своих: Если же остаетесь без наказания, которому причастны все, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). Отец своих детей не только наказывает, но и утешает. Так и Отец Небесный не только на­казывает чад Своих, истинных христиан, но и утешает их. Смиривший помилует по множеству милости Своей (Плач. 3:32). При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои воз­веселили душу мою (Пс. 93:19). Размышляй, хри­стианин, и примечай, каков Бог к христианам и какими должны быть христиане к Богу. Отсюда христианское утешение и радость:

1) Сколь тесный союз и общение истинные христиане с Богом имеют! Такой, как дети с от­цом: А наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом, – говорит апостол (1 Ин. 1:3). Сколь это великое и преславное дело, постиг­нуть умом невозможно.