Collected Works, Volume 2

Видим, что подданные перед монархом своим, подвластный перед властителем своим, рабы перед господином своим, дети перед отцом своим стыдятся делать то, что неприлич­но. Стыдятся, да и боятся.

Христиане! Бог во всяком месте есть и вез­де присутствует, и на нас, и на дела наши взи­рает. Что мы делаем, мыслим и начинаем – видит и, что говорим – слышит. Об этом во многих местах Святое Писание свидетельству­ет (См. Пс. 32:13–15; 138:1–16; Сир. 23:27–29; Иер. 32:17, 19, 27; и проч.). Об этом премуд­рый Августин Богу говорит: «Признаюсь, Гос­поди, что я ни делаю и какое дело ни делаю, перед Тобою делаю. И все то, что делаю, луч­ше Ты видишь, нежели я, который делаю. Что ни делаю, Ты равно всегда присутствуешь, как всегда видящий всех помышлений, намере­ний, услаждений и деяний моих» [2]. Что о себе Августин признает, то и всякий о себе должен признавать. Должны мы, – мы, говорю, которые Бога признаем и исповедуем, и в молитве призываем и поем, и надеемся и ожидаем от Него милости, – должны стыдиться делать то, что неприлично, и Его величеству противно, и нам вредно. Должны стыдиться, да и боять­ся, так как Бог наш огонь есть, нечестивых поядающий (Евр. 12:29).

Человек! Перед человеком стыдишься пло­хое делать. Тем более, перед Богом должен стыдиться! Не видишь ты Его и видеть не можешь, но Он видит тебя, и на дело твое, начи­нание и помышление смотрит и всякое слово твое слышит. Насадивший ухо не слышит ли? И создавший око не видит ли? (Пс. 93:9, и проч.). Оскорбляется царь, когда его подданный пе­ред ним бесчинствует; и господин, когда пе­ред ним раб его неприличное делает; и отец, когда дети его перед ним нечестно поступа­ют. Видим это все мы.

Христианин! Думай и помни, что так Бог оскорбляется, когда перед святейшими очами Его люди, а тем более христиане, знающие и исповедывающие имя Его, беззаконничают. Правда Его неправдой твоей, истина Его ло­жью твоей, святость Его нечистотой твоей, благость Его злостью твоей, кротость и дол­готерпение Его гневом и злобой твоей, любовь Его ненавистью твоей оскорбляется.

О, как тяжко Бога Великого, Благого и Че­ловеко­любивого оскорбить! Кому? Тебе и мне, маленьким червячкам, земле и персти, оскорб­лять Создателя своего, Искупителя своего, Хра­нителя, Питателя, словом, Высочайшего Бла­годетеля, благодеяниями Которого окружены мы, и их во всякий день принимаем, а без них и минуты жить не можем. Тяжко Его оскорблять, да и страшно! Так как оскорбляющий узнает на себе праведный суд Его, если не очувствуется и не покается. Бог Благ, долготерпелив и мно­гомилостив, ожидает покаяния грешника, потому его и долготерпит. А если не покается, то уже узнает на себе гнев Его праведный.

Стыдишься и боишься перед Царем тво­им, перед господином твоим, перед отцом твоим не только блудодействовать и другое беззаконное дело творить, но и праздное сло­во сказать и смеяться. Но перед Богом, Все­видящим и Царем страшным не стыдишься и не боишься не только празднословить и смеяться, но тяжкое беззаконие делать: блу­додействовать, прелюбодействовать, похи­щать, грабить, воровать, лгать, клеветать, осуждать, злословить, ругать и прочие бесстыдные дела творить!

О, христианин! Спрячь глаза свои, раз тво­ришь такое. Постыдись, раз исповедуешь Бога Вездесущего, ­Истинного, Всемогущего, Пра­ведного, пекущегося о тебе и о спасении тво­ем, и воздающего всем по делам их.

Слепой и бедный тот христианин, кото­рый перед людьми, подобными себе, хотя и высокими и почтенными, стыдится бесчин­ство показывать, но перед Богом, Вездесущим и Всевидящим, беззаконничать не стыдится и не боится.

О! Если бы человек хотя бы немного страш­ную Божию славу увидел, пал бы замертво и рассуждал бы, как он плохо и бесстыдно дела­ет, что оскорбляет Того, от Которого жизнь свою и все свое добро имеет, и неутешно плакал бы и рыдал. Написано о нечестивых: не представили Бога пред собою (Пс. 53:5), и потому не стыдятся беззаконничать перед Ним. Христианин! Ты представляй в уме своем Бога перед Собою, и веруй и помни, что где ты ни находишься, и что ни делаешь, и что ни говоришь, Бог с тобой присутствует. И все­гда смотри на Него умным оком, как пророк о себе говорит: Всегда видел я Господа пред со­бою (Пс. 15:8). Так видя Его и смотря на Него, падай перед Ним со смирением, кайся и жа­лей о бывших прежде твоих грехах, о бесстыд­ных делах и словах, и проси прощения, по­вторяя часто: согрешил, Господи, помилуй меня! А впредь стыдись и бойся перед Ним бесчинствовать и святой закон Его нарушать – да и здесь не узнаешь на себе мстительную руку Его, и на всемирном позорище не посты­дишься. Призри, услыши мя, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: «Укрепил­ся на него» (Пс. 12:4–5). Открой очи мои, и ура­зумею чудеса закона Твоего. Пришлец я на зем­ле; не скрой от меня заповедей Твоих. С любо­вью во всякое время душа моя желает судов Твоих (Пс. 118:18–20). Господи/ Ты испытал меня и узнал. Ты узнал, когда я сажусь и встаю; Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и путь мой ты исследовал и все пути мои Ты предвидел (Пс. 138:1–3).

55. Никуда я от тебя уйти не могу

Бывает, что человек человеку, по некото­рым причинам, говорит: «Никуда я от тебя уйти не могу». Слышим это слово у людей, но оно, если рассудить, всякому человеку, какой бы он ни был, неправильно приписывается. Так как не только от простого человека, но и от самих царей, хотя они и длинные руки име­ют, возможно уйти и скрыться, что и видим. Потому слова эти: «Никуда я от тебя уйти не могу», – одному Богу приличествует говорить. От Него мы уйти никуда не можем, куда ни побежим, и нигде скрыться не можем, где ни вздумаем скрываться. Везде Он нас предваря­ет, куда бы ни хотели бежать, и там присут­ствует, где бы ни хотели скрыться.

В доме своем находишься? Тут Бог.

В пути? Не оставляет тебя Бог.