Collected Works, Volume 2

Вы, которые, собравшись вместе, разгова­риваете, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь, и смотрит на вас, и слышит, что и о ком говорите. Берегитесь, чтобы разговор ваш не был во грех вам. Осторожно говорим перед Ца­рем присутствующим, тем более – перед Бо­гом, Который здесь, и там, и во всяком месте присутствует. Смотрите, как, и что, и о ком го­ворите.

Вы, которые хотите душу и тело свое оск­вернить нечистотой, услышьте: Господь близко. Сам Господь здесь, Который видит безза­конное начинание ваше. Устыдитесь и побой­тесь беззаконничать перед очами Божиими.

Вы, которые гневаетесь на ближнего ваше­го и думаете ему отомстить и повредить, ус­лышьте: Господь близко. Сам Господь здесь и ви­дит злой умысел ваш. Устыдитесь, и побойтесь присутствующего Господа, и оставьте ваше злое начинание.

Вы, которые думаете чужое добро украсть и похитить, услышьте: Господь близко и видит ваше задуманное дело. Устыдитесь и ужасни­тесь перед очами Божиими совершать безза­конное дело.

Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки, клевещите и осуждаете ближнего своего, услышьте: Господь близко и слышит вашу клевету, которой сеете соблазны для людей, и суд ваш, которым подобных себе грешников суди­те. Устыдитесь и побойтесь Господа, перед Ко­торым клевещите и осуждаете людей Его, и удерживайте язык свой от беззаконного того дела. И что ты смотришь на сучок в глазе бра­та твоего, а бревна в твоем глазе не чувству­ешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего», – а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть су­чок из глаза брата твоего (Мф. 7:3–5). Не зло­словьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит за­кон и судит закон (Иак. 4:11).

Всякий христианин услышь: Господь близ­ко. Где ты ни находишься, что ты ни делаешь, что ни говоришь и ни мыслишь, Он присут­ствует с тобой, и всякое дело твое видит, и сло­во слышит. Устыдись, возлюбленный, и побойся перед Господом твоим согрешать, как сты­дишься и боишься перед Царем земным и иной властью закон нарушать.

Не уподобляйся, любезный, нечестивым, которые не имеют Бога пред собою (Пс. 53:5), а уподобляйся тому святому мужу, который написал о себе: Всегда видел я пред собою Гос­пода (Пс. 15:8). Увидь и ты перед собою Господа твоего везде и всегда. И что ни делаешь: или говоришь, или мыслишь, или ешь и пьешь, или дома сидишь, или в пути идешь, или продаешь, или покупаешь, или молчишь, или с кем беседуешь, или молишься, или вос­певаешь Господа твоего, – да пребывает Он всегда перед умными очами твоими, хотя и не видишь Его.

Почитай Его сердцем, устами и делами своими, как почитаешь присутствующего царя. Если же совершишь проступок и в чем погрешишь перед Ним, как человек, не мед­ли, но тотчас падай перед Ним со смирением и проси прощения: «Согрешил, Господи, по­милуй меня!» И отпустится тебе согрешение твое, ибо Милостив Он и Человеколюбив, и знает нашу немощь.

Услышь и ты, душа моя, и стыдись, и бой­ся везде и всегда Господа своего! Услышь и ты, о богобоящаяся и благочестивая душа, нели­цемерно Господа своего почитающая, услышь: Господь близко – Тот, Который говорит тебе: Ты Мой. И если переходишь через воды, Я с то­бою, и реки не покроют тебя; и если через огонь пойдешь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя (Ис. 43:1–2).

О возлюбленный! Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Гос­подь сохранит тебя; Господь – покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя и луна ночью. Господь сохранит тебя от вся­кого зла; сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое от­ныне и до века (Пс. 120:3–8).

57. Царь, входящий в город или дом

Бывает, что когда Царь в город или дом ка­кой-то хочет войти, слуги и посланники его говорят прочим людям, в городе или доме жи­вущим: «Откройте ворота, Царь идет». И так входит Царь в город или дом, и принимается с честью гражданами или домашними. Так Хрис­тос Господь, Царь Небесный, придя на землю и соделав спасение вечное посреди земли, по­слал во все страны и города всей земли святых Своих учеников и апостолов возвестить при­шествие Свое и спасительный к ним вход Свой. Идите по всему миру и проповедуйте Еван­гелие всей твари (Мк. 16:15). Эти посланники Божии и верные рабы Христовы, пошли и про­поведовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16:20). Они в каждом городе и каждой стра­не живущим людям говорили: «Откройте воро­та, и войдет к вам Царь Небесный, Царь ваш, но вам неизвестный. Он хочет в вас царство­вать, и в вечное Свое царствие вас привести: откройте ворота, и войдет к вам. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7). И так в города и страны языческие вошел Царь славы со Своею благодатью и спасением вечным.

Не приняли Его, как Истинного своего Царя, иудеи, к которым и послан был, как написано: пришел к Своим, и Свои Его не приня­ли (Ин. 1:11). Поэтому и отнялось у них цар­ствие Божие. Народы, не знавшие и не ожи­давшие Его, с радостью и верой отворили Ему города свои, приняли Его, поклонились Ему, и приняли на себя сладкое иго Его. Поэтому и царствие Божие обратилось к ним, ибо где Христос, Господь и Царь славы, там и царствие Божие.