Collected Works, Volume 2

В ком Христос живет, Древо жизни и мыс­ли, в том и сладкие плоды Его проявляются; каково дерево, таковы и плоды его.

Кто со Христом соединен, как член с голо­вой, или как розга с лозой, тот подобный Ему и плод творит.

Так обитание Христово в человеке празд­но быть не может, но непременно и через внут­ренние духовные движения чувствуется, и че­рез внешние подобные дела проявляется.

Обратимся же, христиане, всем сердцем ко Христу, воздохнем и восплачемся перед Ним, и с сокрушенным сердцем покаемся, и помолимся Ему усердно. Да придет Он и к нам, грешным, и верою вселится в сердца наша, и возобладает нами. И до тех пор не переста­нем просить, и искать, и стучать в двери милосердия Его, пока не изобразится в нас Хрис­тос (Гал. 4:19).

59. Доброе дерево

Что доброе дерево, то и христианин доб­рый, духовно мыслящий. Доброе дерево от доброго семени бывает. Добрый христианин от Божиего слова, небесного и доброго семе­ни, рождается, согласно Писанию: Возрожден­ные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во­век (1 Петр. 1:23).

Доброе дерево познается по добрым пло­дам его. Так и добрый христианин познается по добрым делам.

Доброе дерево добрые плоды изнутри рож­дает. Так и добрый христианин изнутри, от сер­дца, и нелицемерно добрые дела творит.

Доброе дерево добрые плоды показывают, но не делают добрыми. Так и доброго христи­анина добрые дела показывают, но не делают его добрым. Прежде дереву надобно добрым быть, и тогда добрые плоды приносить, ибо злое дерево не может добрых плодов прино­сить (Мф. 7:17–18; Лк. 6:43). Так и христиани­ну надо прежде сделаться добрым, и тогда добрые дела творить, ибо злой не может доб­ро творить.

Дерево доброе приносит плоды хозяину и прочим людям. Так и добрый христианин тво­рит добрые дела для славы имени Божия и пользы ближних своих.

Добрые плоды доброго дерева, хотя и висят, и видны на дереве, однако не дереву самому, а семени доброму, от которого дерево выросло, приписываются. Так и добрые дела, хотя творит их добрый христианин, должны приписывать­ся Благому и Человеколюбивому Богу, Который доброе семя в сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, помогает ему, и укрепляет его добро творить. Без Бога и добрым быть, и добро творить невозможно, по словам Господа: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).

Доброе дерево чем больше очищается ра­ботником, тем больше плодов приносит. Так и добрый христианин, чем больше наказывается и исправляется Небесным Делателем Богом, тем лучше бывает и больше добрых дел тво­рит (Ин. 15:1–2).

Доброе дерево всем без разбора, домашним и чужим, плоды свои дарит. Так и добрый хри­стианин всем, друзьям и врагам, знакомым и незнакомым, добро творит, подражая в том Небесному Отцу, Который повелевает солн­цу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). Дом его всякому страннику открыт, хлебом его всякий голодный питается. Нагого не отпустит, не одев, если имеет во что одеть. Требующему в помощи не откажет, если может. Со страдающим и плачущим просле­зится и поплачет. К скорбящему первый идет с утешением, и старается, как может, уязвлен­ное сердце вылечить. С радующимся радуется о его благополучии, как о своем. Каждому ми­лости у Бога ищет и просит, как и себе. Всеусердно рад был бы, если бы всех спасенными видел. А если было бы возможно и имел бы чем, всем бедствующим помог бы. Видя брата согрешающего, не судит его, но духом милосердия соболезнует. Это и прочее – доброго дерева плоды!